РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 января 2012 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Скуридиной И.А., при секретаре Носовой Р.Ю., с участием адвоката заявителя Онищенко Р.В., представителя ФМС России - Баконина А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-397/12 по заявлению Хабиби М. М. о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Хабиби М. М. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании ФМС России и Управление ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области предоставить ей статус беженца на территории Российской Федерации. В обоснование заявления указала, что она является гражданкой Ирана и в настоящее время у нее имеются реальные опасения преследований на территории Ирана по признаку вероисповедания, религиозным убеждениям и принадлежности к определенной социальной группе. Основаниями преследований в Иране Хабиби М. М. указывает следующее: смена вероисповедания заявителя, а также заключение брака без согласия семьи с мужчиной другого вероисповедания. В связи с этим, заявитель обратилась в УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории РФ, однако ей было отказано, впоследствии данное решение она обжаловала в ФМС России. Заявитель Хабиби М. М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель заявителя адвокат Онищенко Р.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что заявитель не намерена участвовать в судебном заседании. Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным. Представитель Управления ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на заявление, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Хабиби М. М. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Хабиби М. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка <данные изъяты> уроженка г<данные изъяты>, по национальности - <данные изъяты> вероисповедание - <данные изъяты>, родной язык - <данные изъяты> замужем, муж гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила <данные изъяты> (специальность по образованию - <данные изъяты>). Прежнее постоянное место жительства заявителя в Иране <адрес>. Как установлено ФМС, со слов Хабиби М. М., впервые на территорию Российской Федерации заявитель прибыла осенью ДД.ММ.ГГГГ года с целью обучения, неоднократно выезжала в Иран на каникулы к родственникам. В ДД.ММ.ГГГГ года вместе с мужем выехала в <адрес>) к родственникам мужа. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года вновь вернулась на территорию Российской Федерации для продолжения обучения, в ДД.ММ.ГГГГ году на месяц выезжала к родственникам в Иран. В конце января ДД.ММ.ГГГГ года выехала с мужем в Индию, но спустя месяц вернулась в Россию. ДД.ММ.ГГГГ Хабиби М. М. впервые обратилась в Управление ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с письменным заявлением о предоставлении убежища на территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> от заявителя было принято заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое обосновала тем, что опасается за свою жизнь в случае возвращения, поскольку она заключила брак с гражданином Индии, не являющимся мусульманином, и сменила вероисповедание с ислама на христианство. Заявитель также указывала, что законами шариата ее брак не признается официальным и в этой связи ее мужа ожидает казнь за прелюбодеяние. Кроме того, в Иране также подвергаются смертной казни «предатели веры». Ее муж также сменил вероисповедание: индуизм на христианство. От подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации заявитель отказалась. Управление ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлено, что заявительница предоставила ложные сведения об изменении своего вероисповедания, в частности, о совершении обряда крещения, и решением Управления ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Хабиби М. М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах». Указанное решение Хабиби М. М. не обжаловалось в установленном порядке, и оно вступило в законную силу. Территорию Российской Федерации не покинула, принудительно в страну гражданской принадлежности выслана не была. ДД.ММ.ГГГГ Хабиби М. М. вновь обратилась в УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении убежища на территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Хабиби М. М. подала в УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновала аналогичными причинами, что и заявление о предоставлении временного убежища, поданное в 2005 году. Кроме этого добавила, что ее племянник Сама вступил в организацию «Басидж», которая осуществляет контроль за исполнением законов шариата. В этой связи она также опасается и фанатичных взглядов племянника. Решением УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Хабиби М. М. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах» (л.д. 10-16). Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было отказано. Решение УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области вступило в силу (л.д. <данные изъяты>). Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона). Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев. Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона. Согласно представленным в суд материалов, суд приходит к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Хабиби М. М., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе. Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что ФМС России, при оценке доводов заявителя, обоснованно исходила из того, что муж заявителя Хабиби М. М. является гражданином Индии, их брак заключен официально в Генеральном консульстве Индии в Санкт-Петербурге, заявительница имеет возможность выехать в Индию, безопасную страну для лиц, исповедующих христианство. Кроме того, она неоднократно выезжала в Индию с мужем, фактов преследования либо угроз в свой адрес она не привела. Указанные обстоятельства, вследствие которых Хабиби М. М. не желает ехать в Индию, как то: сложные межличностные отношения с родственниками мужа и сложное материальное положение в семье - имеют бытовой характер и не являются препятствием для выезда заявителя в Индию. Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой или быть подвергнутой наказанию со стороны родственников за неповиновения и изменение веры заявителем не представлено. В связи этим, довод заявителя о наличии опасений преследований на территории Исламской Республики Иран по признаку вероисповедания, религиозным убеждениям и принадлежности к определенной социальной группе не может служить основанием для отмены решения Федеральной Миграционной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку препятствий для выезда заявителя с детьми в страну гражданской принадлежности мужа нет. Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Если бы заявитель действительно имела обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, она бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой она ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства. Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45). Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства). Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют. Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину, возможности выехать в страну гражданской принадлежности мужа и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства. Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе Хабиби М. М. на решение Управления ФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения. Таким образом, Хабиби М. М. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку она не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется достаточных оснований полагать, что в случае возвращения на родину Хабиби М. М. может быть подвергнута негуманному обращению. При таких данных, в удовлетворении требований Хабиби М. М. о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, и об отмене решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, должно быть отказано в связи с их необоснованностью. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Хабиби М. М. о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Управления ФМС по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд г. Москвы. Судья И.А. Скуридина