оспаривание части НПА



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                                                  город Москва

Судья Басманного районного суда города Москвы Курносова О.А., при секретаре Микаеляне А.Р., с участием представителя заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3942/11 по заявлению Федюниной В. А. о признании недействующим с 03.05.2011г. абзаца второго пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72,

УСТАНОВИЛ:

Федюнина В.А. обратилась в суд с указанным выше заявлением к Следственному комитету при прокуратуре РФ, ссылаясь на то, Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 "О введении в действие Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации " утверждена названная Инструкция, абзац второй пункта 21 которой просит признать недействующим с момента принятия, указывая, что данный пункт нарушает её права, указанные в верховенствующих законах. Заявитель ссылается на то, что Инструкция была применена при даче ей ответа на открытую коллективную жалобу на имя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на незаконные действия судей Пушкинского городского суда Московской области. Как следует из ответа заявителям было отказано в регистрации жалобы в части доводов о необходимости проверки в соответствии со ст. ст. 144-145 УПК РФ сообщения о вынесении судьями Пушкинского городского суда Московской области незаконных решений со ссылкой на абзац второй п. 21 Инструкции.

         Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.

      Представитель Следственного комитета Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

       В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Следственного комитета Российской Федерации.

       Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление Федюниной В.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" "каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы".

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 17.05.2011г. представителем Федюниной В.А. была подана коллективная жалоба на незаконные действия судей Пушкинского городского суда Московской области.

     08.08.2011 года руководителем второго отдела процессуального контроля Главного следственного управления СК России по Московской области ФИО1 при рассмотрении данной жалобы, поступившей из Верховного Суда РФ в Главное следственное управление Следственного комитета России по Московской области, был дан отказ в регистрации сообщения о преступлениях судьями Пушкинского городского суда Московской области в книге регистрации сообщений о преступлении и в проверке сообщений о преступлениях судей. При этом ФИО1 мотивировал свой отказ абзацем вторым пункта 21 Инструкции, утвержденной Приказом № 72 от 03.05.2011 года «О порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах(следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

       В судебном заседании представитель заявителя указал, что абзац второй пункта 21 Инструкции № 72 не основан на Конституции РФ, статьях 144-145 УПК РФ, ст.305 УК РФ, на ФЗ РФ № 59-ФЗ и на ФЗ № 403-ФЗ, а именно, оспариваемый пункт необоснованно ограничивает права и свободы человека и гражданина на обеспечение их правосудием, так как даёт полномочия должностным лицам следственных органов (следственных подразделений) в системе Следственного комитета РФ не только не проверять, как это определено в ст.ст. 144-145 УПК РФ и в части 2 ст. 11 ФЗ РФ № 403-ФЗ, сообщения граждан о преступлениях судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов, но даже и не регистрировать такие сообщения в книге регистрации сообщения о преступлении, оспариваемый пункт незаконно освобождает судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов от уголовной ответственности, делая перечисленных лиц неравными перед законом; оспариваемый пункт лишает граждан РФ права на участие в отправлении правосудия; оспариваемый пункт лишает граждан права на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам; оспариваемый пункт полностью лишает лицо права на доступ к правосудию, если его права нарушены судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, которые вынесли незаконные решения; оспариваемый пункт вносит изменения в положения Конституции РФ, кодексы и федеральные законы РФ; оспариваемый пункт не только устанавливает положения, направленные на ухудшение прав граждан на обращение, лишая граждан гарантий, но и лишает их дальнейшей возможности на защиту права, нарушенного решением судьи или должностного лица прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ; оспариваемый пункт лишает граждан права на представление дополнительных документов и материалов, либо обращений с просьбой об их истребовании при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом; оспариваемый пункт не предусматривает обязательной регистрации заявления граждан РФ в случае, если их права нарушены судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, которые вынесли незаконные решения; оспариваемый пункт даёт полномочия должностным лицам Следственного комитета РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, самим пользоваться данным порядком не в интересах прав и свобод граждан России; оспариваемый пункт противоречит установленному законодательством порядку принятия сообщения о любом совершенном преступлении; оспариваемый пункт противоречит части 1 статьи 145 УПК РФ, которая буквально устанавливает порядок действия должностных лиц по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

       Кроме того, представитель заявителя указал, что использование слова «предположение» во втором абзаце пункта 21 Инструкции № 72 не процессуально, Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденная Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72, не может применяться в ответах должностными лицам Следственного комитета РФ, так как не была опубликована для всеобщего сведения.

     В соответствии с п.п. 5 п. 7 Положения о Следственном комитете при прокуратуре РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38, Следственный комитет при прокуратуре РФ самостоятельно принимает нормативные акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

          Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

       Согласно абзацу второму п. 21 данной Инструкции «поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 УПК РФ.

В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" или статьей 124 УПК РФ, а также соответствующими организационно-распорядительными документами СК России. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования».

      В судебном заседании установлено, что Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации не публикуется в том порядке, на который ссылается заявитель, в том числе, не требует регистрации в Министерстве юстиции РФ, издана в пределах компетенции Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Оспариваемый пункт Инструкции представляет собой описание порядка приема сообщений, заявлений и обращений заявителей, которые выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов и высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставящих в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности.

Указанный пункт указывает на то, что не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ только поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления и обращения в которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов и одновременно выражается несогласие с решениями, принятыми указанными лицами.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному принятию (приему) во всех следственных органах СК России.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо не лишено права обратиться во все следственные органы СК России с сообщением, заявлением либо обращением о преступлении, которое согласно данной Инструкции должно быть принято и зарегистрировано, а заявителю выдан талон-уведомление о принятии и регистрации этого заявления.

В связи с изложенным доводы заявителя о том, что оспариваемый пункт дает возможность не принимать и не регистрировать сообщения граждан о преступлениях судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов, что незаконно освобождает судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей или иных сотрудников следственных органов от уголовной ответственности суд находит несостоятельными.

Кроме того, довод заявителя о том, что оспариваемый пункт лишает граждан права на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам является необоснованным, поскольку право лица на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам, предусмотренное соответствующим законом, не ставится в зависимость от обращения этого лица в орган уголовного преследования с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что абзац второй пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 не затрагивает конституционные права Федюниной В.А.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Федюниной В. А. о признании недействующим с 03.05.2011г. абзаца второго пункта 21 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011г. № 72 отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 дней.

Судья                                     О.А. Курносова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200