об оспаривании решения ФМС России



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2012 года                                                                                 город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Калининой Н.П.,

при секретаре Зенгер Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-156/12 по заявлению Заман а.Ш.М. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России № 783 от 10 августа 2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Заман А.Ш.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной миграционной службы № 783 от 10 августа 2011 года, которое считает незаконным и необоснованным, поскольку ему, как гражданину Афганистана, неправомерно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Заявитель Заман А.Ш.М. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.

Представитель ФМС России Габузов C.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовллетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление.

Представитель УФМС России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФМС России по Московской области.

Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы личного дела Заман А.Ш.М., приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.п. 6 п. 2 и п.п. 4 п. 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 452.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Заман А.Ш.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> (Афганистан), гражданин Афганистана, по национальности - пуштун, вероисповедание - ислам, образование - среднее, родной язык - пушту, русским языком владеет на бытовом уровне, семейное положение - не женат, детей не имеет.

Как установлено ФМС России со слов заявителя, 14 августа 2007 года Заман А.Ш.М. покинул Афганистан и легально, имея российскую въездную визу, оформленную в посольстве РФ в городе Кабуле, сроком действия с 31 июля 2007 года по 29 июля 2008 года, прибыл на территорию Российской Федерации. C 2007 года по 2008 год Заман А.Ш.М. нелегально работал на рынках продавцом.

28 июля 2008 года, получив визу в Беларуссию, выехал на ее территорию, пояснив, что целью явилось получение визы для въезда на территорию РФ, так как срок у имевшейся визы истекал. На территории Белоруссии по вопросу убежища к властям страны не обращался.

29 июля 2008 года Заман А.Ш.М. получил однократную визу для въезда на территорию РФ, сроком действия до 29 октября 2008 года.

10 ноября 2010 года Заман А.Ш.М. впервые обратился в УФМС России по Московской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с проблемами с родственниками из-за наследственного имущества, которое оставил после смерти его отец. Со слов заявителя, он опасается возвращаться на родину, так как его родной дядя угрожает ему расправой из-за наследства. Также заявитель сообщил, что в Афганистане слишком много трудностей, в основном - экономические (отсутствие работы, плохие условия для проживания).

Решением УФМС России по Московской области от 16 февраля 2011 года Заман А.Ш.М. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах».

Указанное решение заявитель в установленном порядке не обжаловал, в связи с чем оно вступило в законную силу.

22 февраля 2011 года заявитель обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

05 мая 2011 года решением УФМС России по Московской области заявителю было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, как не соответствующего критериям п.п. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах».

Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном ст. 10 ФЗ «О беженцах» и п. 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на вышеуказанное решение УФМС России по Московской области.

Решением ФМС России от 10 августа 2011 года № 783 решение УФМС России по Московской области от 05 мая 2011 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Суд считает доводы и требования заявителя не основанными на законе, а потому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основание, предусмотренное п.п. 1 п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах», не может быть применено в отношении заявителя, поскольку 16 февраля 2011 года решением УФМС России по Московской области Заман А.Ш.М. отказано в признании беженцем.

Впоследствии заявитель не оспаривал указанное решение, тем самым согласившись с отсутствием оснований для признания его беженцем.

В такой ситуации ФМС России правомерно рассматривала вопрос о наличии или отсутствии в отношении заявителя гуманных побуждений для предоставления ему возможности временно пребывать на территории РФ.

Из ходатайства заявителя о предоставлении ему временного убежища, заполненного при проведении процедуры анкеты и опросного листа, следует, что в настоящее время заявитель пребывает в городе Москве без постановки на миграционный учет.

Родственники заявителя: три родные сестры проживают в Афганистане, одна сестра проживает на територии Пакистана.

Обратившись с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, Заман А.Ш.М. указал, что опасается возращаться на родину, так как его родной дядя угрожает ему расправой из-за наследства, которое досталось заявителю после смерти отца в 1993 году. Проблемы с дядей начались в 2006 году. Кроме того, указал, что его знакомые, которые побывали в России, сказали, что в России хорошо жить и работать.

По смыслу Конвенции 1951 года и законодательства Российской Федерации о беженцах, временное убежище не может быть предоставлено иностранному гражданину в целях его легализации, поскольку имеет изначально иное предназначение, а именно: когда лицо не является беженцем по смыслу Конвенции, но из гуманных побуждений не может быть выдворено в связи с угрозой для жизни в стране предполагаемого выбытия.

В процессе принятия решения ФМС России были проанализированы решение УФМС России по Московской оласти, материалы личного дела заявителя, сообщенные им сведения, а также изучена социально-политическая, экономическая обстановка в Афганистане, в связи с чем правомерно сделан вывод об отсутствии угрозы для жизни заявителя после его возвращения в страну гражданской принадлежности.

Согласно российскому законодательству, иностранные граждане вправе пребывать в России, но легально в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Для этого заявителю необходимо получить однократную выездную визу и выехать из страны, а затем прибыть в страну в установленном порядке по визе. При наличии основания для легального нахождения в России заявитель вправе получить разрешение на временное проживание, вид на жительство и лишь затем - российское гражданство. Этот порядок установлен российским законодательством и подлежит применению ко всем иностранным гражданам, в том числе к заявителю.

Суд находит, что заявитель, прожив в России несколько лет нелегально, желает использовать институт временного убежища, который предоставляется на 1 год с правом продления при наличии гуманных причин, как средство для легализации, что является недопустимым.

При этом суд принимает во внимание, что, прибыв на территорию Российской Федерации, заявитель впервые обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца только через 3 года, что говорит о том, что заявитель прибыл на территорию России не с целью поиска убежища.

При обращении в УФМС России по Московской области Заман А.Ш.М. сообщил, что страдает рядом хронических заболеваний и ему необходима квалифицированная медицинская помощь, которую он не сможет получить в Афганистане.

Однако, согласно медицинскому освидетельствованию, проведенному в Московской городской поликлинике № 46, у заявителя отсутствуют серьезные проблемы со здоровьем.

Суд считает, что оспариваемое решение ФМС России № 783 от 10 августа 2011 года по жалобе гражданина Афганистана Заман А.Ш.М. на решение УФМС России по Московской области от 05 мая 2011 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации соответствует положениям ФЗ О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.

Таким образом, Заман А.Ш.М. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Заман А.Ш.М. об оспаривании решения ФМС России № 783 от 10 августа 2011 года должно быть отказано, в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Заман А.Ш.М. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России № 783 от 10 августа 2011 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                                                                                       Н.П. Калинина