о признании неправомерным и об отмене решений Федеральной миграционной службы России, которыми решения Управления ФМС по Московской области об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации признаны правомерными, обязании ФМС России устр



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года                                                   город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Демидович Г.А., с участием заявителя Туйчиева И.Ж., представителя заявителей Рябининой Е.З., представителя УФМС по Московской области - Хачатрян Т.О., представителя ФМС России - Габузова С.Г., при секретаре Чеботаревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2883/11 по заявлению Туйчиева И. Ж., Туйчиевой М. А. о признании неправомерным и об отмене решений Федеральной миграционной службы России № 728 и № 727 от 06.05.2011 года, которыми решения Управления ФМС по Московской области от 22.02.2011 года и от 24.02.2011 года об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации признаны правомерными, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Туйчиев И.Ж., Туйчиева М.А. обратились в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решений Федеральной миграционной службы России № 728 и № 727 от 06.05.2011 года, которыми решения Управления ФМС по Московской области от 22.02.2011 года и от 24.02.2011 года об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации признаны правомерными, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения, указав, что они являются гражданами Узбекистана, на территории которого они подвергаются преследованиям за религиозные убеждения, прибыв на территорию Российской Федерации, обратились в УФМС России по Московской области с заявлением о признании их беженцами, однако им было отказано.

Определением суда от 28.07.2011 года гражданские дела по заявлению Туйчиевой М.А. и Туйчиева И.Ж. объединены в одно производство.

Заявитель Туйчиева М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, воспользовалась услугами представителя.

Заявитель Туйчиев И.Ж. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заявителей Рябинина Е.З. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявления необоснованными.

Представитель заинтересованного лица УФМС по Московской области - Хачатрян Т.О. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве, полагая заявления необоснованными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявления Туйчиева И. Ж., Туйчиевой М. А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Туйчиев И. Ж., <данные изъяты>.

Туйчиева М. А., <данные изъяты>

Как установлено ФМС со слов заявителя, Туйчиев И.Ж. прибыл на территорию РФ 03.09.2010 года через государственную границу - КПП «Внуково». В последствии заявитель выезжал на территорию Республики Украина и въезжал на территорию Российской Федерации обратно, для того, чтобы не нарушать миграционное законодательство России. Последний раз заявитель прибыл на территорию России 10 ноября 2010 года. Пункт пропуска через государственную границу - КПП «Троебортное». В настоящее время заявитель пребывает на территории Московской области по адресу: <адрес>, регистрации по месту пребывания не имеет.

24 ноября 2010 года Туйчиев И. Ж. обратился в Управление ФМС России по Московской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Узбекистан в связи с опасениями стать жертвой преследований за религиозные убеждения, а также в связи с тем, что он не желает возвращаться в страну своей гражданской принадлежности по тем же причинам.

Решением УФМС России по Московской области от 22 февраля 2011 года Туйчиеву И.Ж. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации в связи с отсутствием критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах».

Указанное решение было обжаловано заявителем в ФМС России, решением ФМС России от 06 мая 2011 года № 727 решение УФМС России по г. Москве от 22 февраля 2011 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано (л.д. 7-9).

Как установлено ФМС со слов заявителя, Туйчиева М.А. прибыла на территорию РФ авиарейсом Ташкент - Москва 05 ноября 2010 года. Пункт проуска через Государственную границу - КПП «Внуково». В настоящее время заявитель пребывает на территории Московской области по адресу: <адрес>, регистрации по месту пребывания не имеет.

24 ноября 2010 года Туйчиева М.А. обратилась в Управление ФМС России по Московской области с ходатайством о признании ее беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновала тем, что покинула Узбекистан в связи с преследованиями ее мужа Туйчиева И.Ж. властями Узбекистана по религиозным убеждениям.

Решением УФМС России по Московской области от 24 февраля 2011 года Туйчиевой М.А. было отказано в признании ее беженцем на территории Российской Федерации в связи с отсутствием критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах».

Указанное решение было обжаловано заявителем в ФМС России, решением ФМС России от 06 мая 2011 года № 728 решение УФМС России по г. Москве от 24 февраля 2011 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано (л.д. 19-21).

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Туйчиеву И.Ж., Туйчиевой М.А., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителей на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по Московской области при проведении опроса, не позволяют сделать вывод о том, что заявители покинули страну гражданской принадлежности и не желают туда возвращаться не вследствие опасений стать жертвой преследований по признакам, изложенным в п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах».

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны властей Узбекистана в стране гражданской принадлежности заявителями не приведено.

Узбекистан ратифицировал все шесть договоров ООН по правам человека без оговорок и регулярно предоставляет свои периодические доклады о выполнении их положений в конвенционные органы ООН. В 1996 году Узбекистан присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ноябре 1999г. Узбекистан подписал Хартию Европейской безопасности, в соответствии с которой взял на себя обязательства по обеспечению защиты беженцев, как это предусмотрено Конвенцией 1951г. 27 октября 2009г. Главы МИД стран Евросоюза сняли эмбарго на поставки оружия и техники «двойного назначения» в Узбекистан. Такое решение они приняли на заседании в Люксембурге. Еще 22 октября 2009г. Этот шаг одобрили послы государств ЕС, поэтому министры приняли решение без обсуждения. Запрет, введенный четыре года назад после беспорядков в Андижане, был отменен, учитывая «прогресс, достигнутый Ташкентом в сфере соблюдения прав человека», включая освобождения политзаключенных и отмену смертной казни.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителей заболеваний, препятствующих их выезду за пределы РФ, суду не представлено.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Вместе с тем, заявитель Туйчиев И.Ж. в течение двух месяцев, а заявитель Туйчиева М.А. около месяца после выезда с территории Узбекистана проживали на территории РФ, однако не предпринимали попыток получить статус беженца на территории РФ, также Туйчиев И.Ж. не использовал данную возможность, пребывая на территории Украины.

Если Туйчиев И.Ж., Туйчиева М.А. действительно имели обоснованные опасения стать жертвами преследования в стране своей гражданской принадлежности, они бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой они ищут убежища, обратились к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.

Таким образом, сообщенные заявителями сведения, и материалы дела, свидетельствуют о том, что обращение Туйчиева И.Ж., Туйчиевой М.А. с ходатайством о признании их беженцами на территории РФ вызвано их желанием легализоваться на территории Российской Федерации.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителями сведения не соответствуют.

Суд учитывает, что 80 % населения Узбекистана исповедуют ислам суннитского толка. В соответствии с Конституцией (ст. 31) Республики Узбекистана и законами Республики Узбекистан все граждане страны, независимо от национальности, социальной принадлежности, вероисповедания и политических убеждений, имеют равные гражданские права и свободы. Заявители также исповедует ислам, в связи, с чем доводы представителя заявителей о том, что Туйчиев И.Ж., Туйчиева М.А. в стране исхода будут преследоваться по религиозным убеждениям является не состоятельным.

Решения ФМС России принято с учетом отсутствия у заявителей опасения стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений при их возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 728 и № 727 от 06.05.2011 года по жалобе Туйчиева И.Ж., Туйчиевой М.А. на решение Управления ФМС России по Московской области от 22.02.2011 года и от 24.02.2011 года об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.

Таким образом, Туйчиеву И.Ж., Туйчиевой М.А. было обоснованно отказано в признании беженцами на территории Российской Федерации, поскольку они не отвечают критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Туйчиев И.Ж., Туйчиева М.А могут быть подвергнуты негуманному обращению.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что в удовлетворении требований Туйчиеву И.Ж., Туйчиевой М.А. о признании незаконными и необоснованными решения Федеральной миграционной службы № 728 и № 727 от 06.05.2011 года по их жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 22 февраля 2010 года и от 24 февраля 2010 года об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации, надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Туйчиева И. Ж., Туйчиевой М. А. о признании неправомерным и об отмене решений Федеральной миграционной службы России № 728 и № 727 от 06.05.2011 года, которыми решения Управления ФМС по Московской области от 22.02.2011 года и от 24.02.2011 года об отказе в признании беженцами на территории Российской Федерации признаны правомерными, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Кассационная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда г. Москвы.

Судья                                                                       Г.А. Демидович