РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Демидович Г.А., с участием заявителя Салимова Д.Б., представителя заявителя Рябининой Е.З., представителя УФМС по Московской области - Хачатрян Т.О., представителя ФМС России - Габузова С.Г., при секретаре Чеботаревой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2884/11 по заявлению Салимова Д. Б. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 731 от 06.05. 2011 года, которым решение Управления ФМС по Московской области от 21.03.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения, УСТАНОВИЛ: Салимов Д.Б. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 731 от 06.05. 2011 года, которым решение Управления ФМС по Московской области от 21.03. 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения, указав, что является гражданином Узбекистана, на территории которого он подвергается преследованиям за религиозные убеждения, прибыв на территорию Российской Федерации, обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о признании его беженцем, однако ему было отказано. Заявитель Салимов Д.Б. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель заявителя Рябинина Е.З. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным. Представитель заинтересованного лица УФМС по Московской области - Хачатрян Т.О. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве, полагая заявление необоснованным. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Салимова Д. Б. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Салимов Д. Б., <данные изъяты>, с февраля 2009 года проживает в г. Москве. Как установлено ФМС со слов заявителя, Салимов Д. Б. покинул территорию Республики Узбекистан 15.02.2009г. и через Республику Казахстан прибыл на территорию Российской Федерации 17.02.2009 года на поезде Ташкент - Москва через КПП «Илецк». 31.12.2009 года заявитель покинул территорию Российской Федерации и через Республику Казахстан 02.01.2010 года прибыл на территорию Узбекистан. 12.01.2010 года заявитель вновь покинул Республику Узбекистан и через Республику Казахстан 14.01.2010 года повторно прибыл на территорию Российской Федерации через КПП «<данные изъяты>». При пересечении Государственной границы Российской Федерации заявитель предоставлял паспорт гражданина Республики Узбекистан. В настоящее время заявитель проживает по адресу: <адрес>, по месту пребывания регистрации не имеет. На данный момент временно не работает. Источник средств существования - сбережения заработанные частным извозом в Оренбургской области. 06 октября 2009 года заявитель обратился с заявлением о получении разрешения временного проживания на территории Российской Федерации в Оренбургской области. С 06.10.2009 года по 06.10.2012 года Салимову Д.Б. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации. С 26.10.2009 года до 06.10.2012 года Салимов Д.Б. зарегистрирован по адресу: <адрес>. 20 декабря 2010 года Салимов Д. Б. обратился в Управление ФМС России по Московской области с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул страну гражданской принадлежности вследствие постоянных многолетних преследований со стороны властей по религиозным мотивам, желает вернуться в Узбекистан, если изменится внутриполитическая ситуация и перестанут преследовать мусульман. Решением УФМС России по Московской области от 21 марта 2011 года Салимову Д.Б. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации в связи с отсутствием критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах». Указанное решение было обжаловано заявителем в ФМС России, решением ФМС России от 06 мая 2011 года № 731 решение УФМС России по Московской области от 21 марта 2011 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано (л.д. 8-10). Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона). Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев. Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425. Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона. Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Салимову Д.Б., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе. ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по Московской области при проведении опроса, не позволяют сделать вывод о том, что заявитель покинул страну гражданской принадлежности и не желает туда возвращаться не вследствие опасений стать жертвой преследований по признакам, изложенным в п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах». Близкие родственники заявителя (мать, отец, родные братья, сестра, жена, дети) в настоящее время проживают на территории Узбекистана и страну гражданской принадлежности не покидали, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным. Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны властей Узбекистана в стране гражданской принадлежности заявителем не приведено. Узбекистан ратифицировал все шесть договоров ООН по правам человека без оговорок и регулярно предоставляет свои периодические доклады о выполнении их положений в конвенционные органы ООН. В 1996 году Узбекистан присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ноябре 1999г. Узбекистан подписал Хартию Европейской безопасности, в соответствии с которой взял на себя обязательства по обеспечению защиты беженцев, как это предусмотрено Конвенцией 1951г. 27 октября 2009г. Главы МИД стран Евросоюза сняли эмбарго на поставки оружия и техники «двойного назначения» в Узбекистан. Такое решение они приняли на заседании в Люксембурге, еще 22 октября 2009г. Этот шаг одобрили послы государств ЕС, поэтому министры приняли решение без обсуждения. Запрет, введенный четыре года назад после беспорядков в Андижане, был отменен, учитывая «прогресс, достигнутый Ташкентом в сфере соблюдения прав человека», включая освобождения политзаключенных и отмену смертной казни. Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Если Салимов Д.Б. действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства, однако с ходатайством о признании его беженцем заявитель обратился спустя 1,5 года после въезда на территорию РФ. Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45). Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства). Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют. Суд учитывает, что 80 % населения Узбекистана исповедуют ислам суннитского толка. В соответствии с Конституцией (ст. 31) Республики Узбекистана и законами Республики Узбекистан все граждане страны, независимо от национальности, социальной принадлежности, вероисповедания и политических убеждений, имеют равные гражданские права и свободы. Заявитель также исповедует ислам суннитского толка, в связи, с чем довод представителя заявителя о том, что Салимов Д.Б. в стране исхода будет преследоваться по религиозным убеждениям является не состоятельным. Решение ФМС России принято с учетом отсутствия у заявителя опасения стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства. Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № 731 от 06 мая 2011 года по жалобе Салимова Д.Х. на решение Управления ФМС России по Московской области от 21 марта 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано. Таким образом, Салимову Д.Х. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Салимов Д.Х. может быть подвергнут негуманному обращению. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что в удовлетворении требований Салимова Д.Х. о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы № 731 от 06 мая 2011 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по Московской области от 21 марта 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании ФМС России отменить решение УФМС России по Московской области от 21 марта 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации надлежит отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Салимова Д. Б. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 731 от 06.05. 2011 года, которым решение Управления ФМС по Московской области от 21.03.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения, отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней. Кассационная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда г. Москвы. Судья Г.А. Демидович