РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Демидович Г.А., при секретаре Букиной В.Н., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2885/11 по заявлению Сали Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г.Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление, УСТАНОВИЛ: Сали Х. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г.Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление. В обоснование заявления указал, что является гражданином Афганистана, родом из Кабула, которая в настоящий момент, согласно последним отчетам УВКБ о ситуации в Афганистане, стала не безопасной зоной. Прибыв на территорию Российской Федерации, обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории РФ, однако ему было отказано. Заявитель ФИО9 и его представитель Крупский М.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив, что решение УФМС России по г.Москве является необоснованным, поскольку в случае возвращения его в страну исхода имеется угроза для его жизни и здоровья. Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным. Представитель УФМС России по г. Москве - Пучков А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения поданного заявления возражал. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Сали Х. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Сали Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>. Как установлено ФМС со слов заявителя, Сали Х. прибыл вместе с женой и сыновьями на территорию Российской Федерации в город Москву 22 октября 2010 года, покинув территорию Афганистана, авиарейсом «<данные изъяты>», имея однократную гостевую визу РФ № (сроком действия с 12.10.2010г. по 20.12.2010г., приглашающая сторона ООО <данные изъяты>, Москва). 01 ноября 2010 года Сали Х. впервые обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с опасениями стать жертвой преследований со стороны влиятельного полевого командира, а также в связи с тем, что он не желает возвращаться в страну своей гражданской принадлежности по тем же причинам. Решением УФМС России по г. Москве от 09 февраля 2011 года Сали Х. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах» (л.д. 9-13). Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве было отказано. Решение УФМС России по г.Москве вступило в силу (л.д. 15-17). Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем. Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона). Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд. В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев. Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425. Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона. Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Сали Х., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе. ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по г.Москве при проведении повторного опроса, не позволяют сделать вывод о том, чтозаявитель может стать жертвой преследования со стороны талибов. Близкие родственники заявителя (мать, сестра и брат) в настоящее время проживают на территории Афганистана и страну гражданской принадлежности не покидали, старшая сестра является гражданкой Норвегии и проживает в г. Осло, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным. Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности не приведено. ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина. К основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, относятся бывшие члены НДПА, идейные коммунисты, сторонники М. Наджибуллы и Б. Кармаля, сторонники полиции и ХАД (службы безопасности) при коммунистическом режиме. Сали Х. к этим категориям граждан не относится. При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в Афганистан и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства. Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства. Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45). Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства). Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства). Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют. Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства. Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС № от 17 мая 2011 года по жалобе Сали Х. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 09 февраля 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано. Таким образом, Сали Х. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Сали Х. может быть подвергнут негуманному обращению. При таких данных, в удовлетворении требований Сали Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г.Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление должно быть отказано в связи с их необоснованностью. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Сали Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г.Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление - отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней. Кассационная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда г. Москвы. Судья Г.А. Демидович