о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2012 года                                                                           город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Борисова К.П.,

при секретаре Богдановой Е.Ю.,

с участием истца Чистяковой Н.Ю.,

представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области по доверенности Гуськова В.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-153/12 по иску Чистяковой Н.Ю. к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Чистякова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР № 10) о признании незаконным решения комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 3 ГУ- ГУ ПФР № 10 от 14 января 2011 года, включении периода работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 05.12.1988 г. по 28.02.2001 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 15.10.2010 г., ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж работы для назначения пенсии, однако в назначении такой пенсии ей было отказано.

Истец в судебное заседание явилась; исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ -ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области Гуськов В.О. в судебное заседание явился; иск не признал, считая его необоснованным, пояснив, что должность <данные изъяты> не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а кроме того в период с 16.01.1998 г. по 29.01.1998 г. истцу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Чистякова Н.Ю. 15 октября 2010 года обратилась в комиссию по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления № 3 ГУ - ГУ ПФР № 10 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Решением данной комиссии от 14 января 2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа работы. В зачет специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приняты периоды работы 18 лет 8 месяцев 24 дня.

Вынося решение, комиссия по пенсионным вопросам исходила из того, что периоды работы истца с 05.12.1988 г. по 15.01.1998 г. (9лет 1 месяц 11 дней), с 30.01.1998 г. по 28.02.2001 г. ( 3 года 29 дней) в должности <данные изъяты> не соответствуют требованиям «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях» в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, с 16.01.1998 г. по 29.01.1998 г. ( 14 дней) отпуск без сохранения заработной платы.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности,

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала, в том числе лаборант. Также было предусмотрено данным Списком наименование лечебного учреждения, в котором работала истец.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: лаборанта.

Как усматривается из материалов дела, истец в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в период с 05.12.1988 г. по 15.01.1998 г. (9лет 1 месяц 11 дней), с 30.01.1998 г. по 28.02.2001 г. ( 3 года 29 дней) в должности <данные изъяты>

Согласно подпункту 6 постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (пункт 1 ст. 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 ст. 28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

По сведениям филиала № 3 ФБУ «3ЦВКГ им. А.А. Вишневского МО РФ» Чистякова Н.Ю. с 12.05.1988 г. по 01.03.2001 г., находясь в должности <данные изъяты> освоила и проводила все диагностические и лечебные методики, применяемые в подразделении.

В функциональные обязанности <данные изъяты> входило выполнение лечебных мероприятий, оказание медицинской помощи больным.

В этой связи указанные периоды работы истца подлежат включению в стаж и на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2002 г. N 781, поскольку Чистякова Н.Ю. работала в должности <данные изъяты>, что предусмотрено Списком и относится к среднему медицинскому персоналу в лаборатории входящей в состав лечебного учреждения, а именно в клинико-диагностической лаборатории 7 Центрального научно-исследовательского авиационного госпиталя, а не в лаборатории как самостоятельном юридическом лице, а данное лечебное учреждение предусмотрено в вышеуказанным Списком.

При этом отсутствие архивных документов не может служить основанием для отказа в иске о признании за Чистяковой Н.Ю. права на досрочное назначение пенсии, поскольку обеспечение сохранности указанных документов входило в обязанности работодателя, истец не может нести ответственности за действия третьих лиц.

При таких данных, отказ ответчика ГУ - ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области в назначении Чистяковой Н.Ю. досрочной трудовой пенсии по старости на законе не основан.

Учитывая, что работа в указанных выше должностях связана с лечебной деятельностью, предусматривает непосредственное оказание медицинской помощи, возражения ответчика в части отсутствия необходимого специального стажа у истца являются необоснованными.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Вместе с тем требования истца о включении в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 16.01.1998 г. по 29.01.1998 г. удовлетворению не подлежат, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение связано с выполнением работы, поэтому данный период в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с лечебной деятельностью не включается.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

За назначением досрочной трудовой пенсии по старости истец Чистякова Н.Ю. обратилась 15 октября 2010 года, на дату обращения истца за назначением пенсии, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с учетом включения в него спорного периода, составил более 30 лет.

Поскольку свое право на пенсионное обеспечение истец Чистякова Н.Ю. не смогла своевременно реализовать по независящим от нее причинам, суд полагает возможным обязать ГУ - ГУ ПФР № 10 назначить Чистяковой Н.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 15 октября 2010 года, то есть со дня обращения за ней.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по ранее приведенным мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

признать решение комиссии по пенсионным вопросам Управления ПФР № 3 государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от 14 января 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Чистяковой Н.Ю. незаконным;

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Чистяковой Н.Ю. с 05.12.1988 г. по 15.01.1998 г. (9лет 1 месяц 11 дней), с 30.01.1998 г. по 28.02.2001 г. (3 года 29 дней) в должности <данные изъяты> в качестве работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить Чистяковой Н.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии - с 15 октября 2010 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                              Борисова К.П.

<данные изъяты>