о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Москва                                                                               08 ноября 2011 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Васина А.А., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2674/11 по иску Военного прокурора Тюменского гарнизона в интересах государства в лице Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский военный институт инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации» к Иванову Я. А. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Тюменского гарнизона обратился с иском к Иванову Я.А. в интересах государства в лице Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский военный институт инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации», в котором просит взыскать с ответчика в пользу Тюменского военного института инженерных войск в доход федерального бюджета, средства затраченные на военную и специальную подготовку в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование требований указал, что с 01.08.2008 года Иванов Я.А. был зачислен на 1 курс Тюменского высшего военно-инженерного командного училища по военной специальности «применение инженерных подразделений и эксплуатация инженерного вооружения». 8 декабря 2009 года Иванов Я.А. заключил контракт с Министерством обороны в лице начальника Института о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на период обучения на 5 лет военной службы после окончания образовательного учреждения. При этом обязался возместить в случаях предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере <данные изъяты> рубля за 1 год обучения. 10 августа 2010 года Иванов Я.А. подал рапорт об отчислении по собственному желанию и в тот же день был отчислен из института по основанию - нежелание учиться. Вместе с тем, денежные средства затраченные на его обучение за 2 года в общем размере <данные изъяты> рубля, выплачивать отказывается.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица, Тюменского военного института инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление, согласно которому просил удовлетворить заявленные требования прокурора.

Ответчик Иванов Я.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен по последнему известному месту нахождению, посредством направления судебных повесток, которые возвратились с отметкой органа связи «за истечением срока хранения».

В соответствии с ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

       Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или признает причины их неявки неуважительными.

В соответствии с п.35 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 221), почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

Согласно п. 36 вышеуказанных Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

Таким образом, исходя из данных правовых норм, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом судом, если судебная повестка направлена по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал суд. То есть, в конкретном случае ответчик был надлежащим образом извещен о дне судебного заседания и имел возможность явиться в судебное заседание, то есть, не лишен был права на судебную защиту.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 7 ст. 53 ФЗ от 28.03.1998 г. № 52 «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Судом установлено, и следует из материалов дела, что Иванов Я.А. 15.11.1991 года рождения был зачислен на 1 курс Тюменского высшего военно-инженерного командного училища по военной специальности «применение инженерных подразделений и эксплуатация инженерного вооружения». Назначен на должность курсанта. С присвоением воинского звания рядового, приказом начальника училища от 1 августа 2008 года (л.д. 22). В соответствии с рапортом Иванова Я.А., 8 декабря 2009 года Иванов Я.А. добровольно заключил первый контракт с Министерством обороны в лице начальника Института о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на период обучения и на 5 лет военной службы после окончания образовательного учреждения (л.д. 21). В п. 2 данного контракта Иванов Я.А. дал обязательство возместить в случаях предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере <данные изъяты> рубля за 1 год обучения.

04 августа 2010 г. в беседе с командиром роты Иванов Я.А. изъявил желание отчислиться из института в связи с неуспеваемостью по одному из предметов (физическая культура) (л.д. 31). 10 августа 2010 года Иванов Я.А. подал рапорт с просьбой об отчислении по собственному желанию из Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (л.д. 32).

Приказом начальника Тюменского военного института инженерных войск от 10 августа 2010 года Иванов Я.А. отчислен из института по нежеланию учиться с 10 августа 2010 года, уволен с военной службы с зачислением в запас (л.д. 24).

22 декабря 2010 г. Иванову Я.А. было направлено уведомление о необходимости возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его обучение в размере <данные изъяты> рубля в добровольном порядке, исходя из двух лет обучения (л.д. 53), что подтверждается копией почтового извещения заказного отправления (л.д. 54).

В обоснование заявленных требований истцом представлены: копия учебной карточки курсанта Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) Иванова Я.А. за период с 2008 по 2010 годы (л.д. 25-26); выписка из протокола от 09.08.2010 г. Ученого совета института о рассмотрении вопроса «Рассмотрение личного дела сержанта Иванов Я.А. на предмет отчисления из института» (л.д. 27); служебная карточка поощрений и взысканий Ивановы Я.А. (л.д. 28-29); служебная характеристика на Иванова Я.А. (л.д. 30)» Устав Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск, утвержденный министром обороны РФ 03.12.2009 г. (л.д. 8-19); Положение о Тюменском военном институте инженерных войск утвержденное начальником Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск (л.д. 55-83).

Данные фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.

Суд, доводы истца о том, что ответчик обязан возместить затраты произведенные на его подготовку в военном образовательном учреждении, считает обоснованными, исковые требования подлежащими удовлетворению.

Так, статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях.

Исходя из этого, по смыслу статьи 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункты "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (пункт 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650.

Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.

Пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Данное законоположение учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.

Согласно расчету, представленному истцом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования граждане возмещают средства федерального бюджета. По текущему значению суммы подлежащих возмещении. Средств для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться в размере рассчитанным по формуле: ТЗ=ФЗх (ПЛО+ПМО/12), где ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включает в себя контракт, тыс. руб. в год; ПЛО - количество полных лет обучения в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 мес. 30 дней). Прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Таким образом, задолженность ответчика по возврату денежных средств за обучение составляет <данные изъяты> руб. ((ТЗ =<данные изъяты> х (2+0/12)).

Суд признает имеющийся расчет задолженности по договору правильным, поскольку расчет не противоречит условиям контракта, составлен подробно и арифметически верно, на основании расчета фиксированных значений сумм подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты прохождения военной службы, заключаемые в 2009 году в Тюменском ВВИКУ расчета стоимости износа основных средств, используемых в Тюменском ВВИКУ; расчета стоимости материальных запасов, используемых в образовательном процессе Тюменского ВВИКУ; расходов на содержание преподавателей, перечень учебных дисциплин цикла Военно-профессиональных дисциплин, реализующих квалификационные требования по специальности «применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения» (л.д. 34-52).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих выплату денежных средств по договору, а равно доказательств освобождающих ответчика от такой выплаты. Судом таких обстоятельств не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, суд считает необходимым взыскать с ответчика Иванова Я.А. в пользу Тюменского военного института инженерных войск (ТВИИВ) в доход федерального бюджета, средства затраченные на военную и специальную подготовку в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Иванова Я.А. в доход государства подлежит взысканию госпошлина, от оплаты которой при подаче иска истец был освобожден. С учетом удовлетворения исковых требований в полном объеме, взысканию с Иванова Я.А. подлежит госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Взыскать с Иванова Я. А. в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский военный институт инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации», денежные средства затраченные на военную и специальную подготовку Иванова Я.А. в размере <данные изъяты> руб., в доход федерального бюджета.

Взыскать с Иванова Я. А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд, через Басманный районный суд города Москвы, в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

                                                  

Судья                                                                                                            А.А. Васин