Об оспаривании решения ФМС России



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года                                                   город Москва

Басманный районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Демидович Г.А.,

при секретаре Букиной В.Н.,

с участием представителя заявителя Ставицкой А.Э.,

представителя заинтересованного лица ФМС России - Габузова С.Г.,

представителя заинтересованного лица УФМС по г. Москве - Пучкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2132/11 по заявлению Джураева Н. Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы от 05 марта 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 07 декабря 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Джураев Н.Х. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы от 05 марта 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 07 декабря 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения, указав, что является гражданином Таджикистана, на территории которого он подвергается преследованиям за политические убеждения и принадлежность к определенной социальной группе, прибыв на территорию Российской Федерации, обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о признании его беженцем, однако ему было отказано.

Заявитель Джураев Н.Х. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался услугами представителя.

Представитель заявителя Ставицкая А.Э. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Представитель заинтересованного лица УФМС по г. Москве - Пучков А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Джураева Н. Х. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Джураев Н. Х., <данные изъяты>

Как установлено ФМС со слов заявителя, Джураев Н. Х. прибыл на территорию Российской Федерации в город Москву 12 августа 2010 года, покинув территорию ОАЭ авиарейсом «Дубай-Стамбул», затем на автомобиле выехал из Стамбула и транзитом через Тбилиси морским транспортом прибыл на территорию Украины в г. Одессу, откуда автотранспортом через Белоруссию прибыл в Москву, не имея российской въездной визы (л.д.69-88). Также заявитель не имеет документов, удостоверяющих его личность.

27 августа 2010 года Джураев Н. Х. был задержан сотрудниками ДУР МВД России в связи с нахождением в межгосударственном розыске, объявленном МВД Республики Таджикистан по уголовному делу по ч.2 ст.104 (убийство), ч.3 ст.186 (бандитизм), ч.1 ст.187 (организация преступного сообщества), ч.3 ст.195 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, транспортировка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч.3 ст.262 (легализация (отмывание) денежных средств либо иного имущества, полученных противозаконным путем), ч.1 ст.289 (контрабанда), ч.2 ст.291 (уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере), ч.3 ст.36, ч.2 ст.292 (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере), ч.2 ст.328 (применение насилия в отношении представителя власти), ч.2 ст.340 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) Уголовного кодекса Республики Таджикистан.

23 сентября 2010 года Джураев Н. Х., находясь в ФБУ-77/4 УФСИН России по г. Москве, впервые обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Таджикистан в связи с опасениями стать жертвой преследований за политические убеждения и принадлежность к определенной социальной группе со стороны государственных органов, а также в связи с тем, что он не желает возвращаться в страну своей гражданской принадлежности по тем же причинам (л.д.59-67).

Решением УФМС России по г. Москве от 07 декабря 2010 года Джураеву Н.Х. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации в связи с отсутствием критериев, определяющих понятие «беженец», согласно п.п. 1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах» (л.д.98-106).

Указанное решение было обжаловано заявителем в ФМС России, решением ФМС России от 5 марта 2011 года решение УФМС России по г. Москве от 7 декабря 2010 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.

31 января 2011 года Джураев Н.Х. обратился в Управление ФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Таджикистан, так как его преследуют и угрожают его жизни власти Таджикистана, в связи с переделом сфер влияния и разногласиями с высшим руководством страны ему инкриминируют преступления, к которым он не имеет отношения.

Решением УФМС России по г. Москве от 05 марта 2011 года, Джураеву Н.Х. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, так как в отношении заявителя отсутствуют гуманные причины, требующие предоставить ему возможность временно пребывать на территории России (л.д.89-97).

Указанное решение заявителем не было обжаловано и вступило в законную силу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Джураеву Н.Х., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по г.Москве при проведении опроса, не позволяют сделать вывод о том, что заявитель покинул страну гражданской принадлежности и не желает туда возвращаться не вследствие опасений стать жертвой преследований по признакам, изложенным в п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах», а из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за совершенное в нем правонарушение, поскольку Джураев Н.Х. обвиняется в совершении деяний, которые являются уголовно наказуемыми как по УК РФ, так и по УК Таджикистана.

Близкие родственники заявителя (мать, отец, родные братья и сестры) в настоящее время проживают на территории Таджикистана и страну гражданской принадлежности не покидали, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны властей Таджикистана в стране гражданской принадлежности заявителем не приведено.

Республика Таджикистан является участником Конвенции ООН 1951 года и Протокола к ней 1967 года о статусе беженцев. Страна присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. На официальном уровне Таджикистан придерживается взятых на себя международных обязательств.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Вместе с тем, заявитель в течение трех лет после выезда с территории Таджикистана проживал на территории ОАЭ, однако не предпринимал попыток получить статус беженца на территории иностранного государства, также он не использовал данную возможность, пребывая на территории Турции, Украины, Белоруссии.

Кроме того, с 12 августа 2010 года до момента задержания 27 августа 2010 года заявитель, находясь на территории г.Москвы, не обращался с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ, указанное ходатайство было подано только после его задержания и появления возможности экстрадиции в Республику Таджикистан для уголовного преследования.

Если Джураев Н.Х. действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.

Таким образом, сообщенные заявителем сведения, и материалы дела, свидетельствуют о том, что обращение Джураева Н.Х. с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ вызвано его желанием избежать наказания за совершенное в Таджикистане правонарушение.

Доводы Джураева Н.Х. о том, что он никаких преступлений не совершал, что уголовное дело в отношении него возбуждено для того, чтобы изъять его собственность и в связи с отказом выполнять незаконные требования властей, не свидетельствуют о незаконности вынесенного ФМС России решения, поскольку вопросы правомерности и обоснованности обвинения, установления виновности лица в совершении преступления, квалификации его действий, не подлежат рассмотрению в рамках разрешения ходатайства о признании беженцем.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад ( п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия у заявителя опасения стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС от 05 марта 2011 года по жалобе Джураева Н.Х. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 07 декабря 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.

Таким образом, Джураеву Н.Х. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Джураев Н.Х. может быть подвергнут негуманному обращению.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что в удовлетворении требований Джураеву Н.Х. о признании незаконным и необоснованным решения Федеральной миграционной службы от 05 марта 2011 года по его жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 07 декабря 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, обязании ФМС России отменить решение УФМС России по г. Москве от 07 декабря 2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Джураева Н. Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы от 05 марта 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 07.12.2010 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 (десяти) дней.

Судья                                                                       Г.А. Демидович