защита прав потребителя, взыскание денежных средств



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Москва 05 июня 2012 года

Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Васина А.А., при секретаре Горшковой Т.В., с участием истца Кондрашина Н.А., его представителя Садыкова Р.Р., представителей ответчика ООО «Онли Тур» - Куминовой Н.К., Барабановой П.С., представителя третьего лица ЗАО «Евросиб-Страхование» - Носова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-969/12 по иску Кондрашина Н.А. к ООО «Онли-Тур» о взыскании денежных средств, неустойки, убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> руб. уплаченных по договору, неустойку в размере <данные изъяты> руб., убытки в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что 30 мая 2011 года с ООО «Онли-Тур» заключил договор-оферту о реализации туристского продукта, уплатив <данные изъяты> руб. однако ООО «Вояж», являясь агентом, не исполнило свои обязательства перед заказчиками туристского продукта.

Истец, его представитель в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали по основания, изложенным в иске, с учетом уточнений.

Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица - ЗАО «Евросиб-Страхование» (ЗАО СК «Ариадна»), в судебное заседание явился, указал, что обязанность по возмещению убытков должен нести туроператор.

Третьи лица: ООО «Вояж», ОАО «Альфастрахование», ОАО ГСК «Югория» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 30 мая 2011 года между ООО «Онли Тур» (туроператор) и Кондрашиным Н.А. (турист), заключен договор-оферта о реализации туристского продукта, в соответствии с которым истцом было уплачено <данные изъяты> руб.

06 июля 2011 года между ООО «Вояж» (агент) и ООО «Онли Тур» (принципал), заключен договор, в соответствии с которым принципал поручает, а агент обязуется по поручению и в интересах принципала за вознаграждение осуществлять действия по бронированию и подбору туристских продуктов и передавать принципалу сформированные туристские продукты. В отношениях с третьими лицами принципал действует от своего имени. Ответственность принципала наступает со дня получения от агента подтверждения заявки на бронирование туристского продукта.

09 сентября 2011 года агентом ООО «Вояж» в адрес ООО «Онли Тур» направлено уведомление о том, что агент не имеет возможности исполнить обязательства по оказанию услуг в частности Кондрашину Н.А., а равно не имеет возможности возместить реальный ущерб заказчикам туристского продукта по причине отсутствия денежных средств для возврата по несостоявшимся турам.

26 сентября 2011 года ООО «Онли Тур» истцу возвращена сумма агентской комиссии в размере <данные изъяты> руб.

Данные фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле доказательствами.

Истец в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства, его представитель пояснили, что со стороны истца обязательства по договору выполнены в полном объеме, а равно внесены денежные средства за тур, тогда как ответчик обязательства не выполнил. Указав, что обратившись на основании договора страхования, заключенного между ЗАО СК «Ариадна» и ООО «Вояж» за страховым возмещением, 28.10.2011г. страховщик выплатить страховое возмещение отказался, поскольку ООО «Вояж» с туристом в правоотношения как туроператор не выступал, в связи с чем настаивал на заявленных требованиях к туроператору ООО «Онли Тур».

Представители ответчика в судебном заседании возражая против удовлетворения заявленных требований указали о том, что в конкретном случае общество выступило как турагент туроператора ООО «Вояж», пояснив, что ими был забронирован у ООО «Вояж» тур, однако последние свои обязательства выполнить не смогли, в связи с финансовыми трудностями, при этом денежные средства за неисполненные обязательства ООО «Вояж» должны быть возмещены ЗАО «СК «Ариадна» в силу заключенного между страховщиком и ООО «Вояж» договором страхования. Кроме того, пояснили, что ООО «Онли Тур» была предложена истцу поездка с индивидуальным трансфером и предложен ряд отелей, от предложенной поездки истец в последствии отказался.

Представитель третьего лица ЗАО «Евросиб-Страхование» в судебном заседании пояснил о том, что оснований для возложения ответственности по возмещению убытков истцу на страховщика в рамках заключенного договора страхования с ООО «Вояж» не имеется, поскольку договорных отношений с ООО «ОнлиТур» не имеется, соответственно они не несут ответственность перед туроператором ООО «ОнлиТур» фактически за не оказанные услуги туристам.

Суд, доводы истца о том, что основания для возложения ответственности в конкретном случае на туроператора ООО «Онли Тур» за неисполнение обязательств по договору имеются, считает состоятельными, требования подлежащими частичному удовлетворению.

Так, статей 9 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ», установлено, что туроператоры несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Из смысла положений абз.11 ст.9 названного закона, следует, что претензии туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться туроператору и турагенту. Кроме того, согласно положениям абз.13 указанной статьи в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, устанавливается ответственность каждого из них перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом, исходя из смысла нормы, установленной п.1 ст. 422 ГК РФ, эти требования обязательны к исполнению и туроператорами и турагентами.

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Деятельность же туроператора связана с формированием, продвижением и реализацией туристского продукта.

Таким образом, туроператоры отличаются от турагентов тем, что туроператоры как формируют так и реализуют туристский продукт, а турагент исключительно его реализует.

В данном случае реализация туристского продукта разбивается на 2 этапа: турагент заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, а туроператор оказывает туристу услуги в соответствии с этим договором.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом от своего имени.

Законодательство позволяет туроператору и турагенту в договоре между ними самостоятельно разграничить ответственность перед потребителем (туристом).

Между тем, данная самостоятельность в интересах потребителя ограничена действующим законодательством.

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением 3-х лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в т.ч. за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) 3-х лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет 3-е лицо.

Таким образом, действующее специальное законодательство в сфере туризма разграничивает ответственность между туроператором и турагентом по договору о реализации туристского продукта следующим образом: турагент несет ответственность за ненадлежащую (неполную) информацию, доведенную до потребителя (туриста), туроператор - за ненадлежащее качество, а также за сам факт оказания входящих в туристский продукт услуг.

При этом, из материалов дела следует, что истцом заключен договор-оферта о реализации туристского продукта с ООО «Онли-Тур» выступающим в качестве туроператора.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

В соответствии со ст. 10.1 данного закона договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», предусмотрено, что Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. Под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.п.8,9 указанных правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о внесении сведений о туроператоре, сформировавшем реализуемый туристский продукт, в единый федеральный реестр туроператоров, а также наличии у него действительного договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), предусмотренных Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - финансовое обеспечение). Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю наряду с информацией, указанной в пунктах 5, 7 и 8 настоящих Правил, сведения: о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта; о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору договор страхования ответственности туроператора или банковскую гарантию (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором); об условиях действия пункта 14 настоящих Правил.

По требованию потребителя турагент предоставляет потребителю информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором.

Между тем, из заключенного между ООО «Онли Тур» и Кондрашиным Н.А. договора сведения о турагенте отсутствуют, как и размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности турагента или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

При этом, согласно ст.7 договора, заключенного между истцом и ответчиком туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом за неоказание или ненадлежащее оказание ему услуг, в том числе за действие (бездействие) третьих лиц, у которых им бронировались услуги.

Кроме того, из агентского договора о продаже туристских продуктов, заключенного между ООО «Онли Тур» (принципал) и ООО «Вояж» (агент) 06 июля 2011 года, следует, что принципал обязан предоставлять в письменной форме своим клиентам полную и достоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта, при этом ответственность принципала наступает со дня получения от агента подтверждения заявки на бронирование туристского продукта (ст. 1 договора).

Согласно п.5.7 договора в случае отказа от выполнения обязательств по подтвержденной и своевременно оплаченной принципалом заявке по вине агента, последний возвращает принципалу оплату в полном размере вне зависимости от сроков аннуляции тура.

В силу п.7.4 договора претензии к качеству туристского продукта предъявляются клиентами туроператору.

Претензии и иски, возникающие вследствие нарушения прав клиентов принципала на достоверную информацию предъявляются непосредственно принципалу (п.7.5).

Доказательств того, что истцу при заключении договора и в последующем был предоставлен весь необходимый комплект документов, который позволял бы ему самостоятельно предъявить требования к агенту или страховщику представившего финансовое обеспечение, не представлено, судом такие обстоятельства не установлены.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, принимая во внимание, что законом, предусмотрена ответственность туроператора, при этом как в договоре, заключенном между истцом и ООО «Онли Тур», так и в агентском договоре, заключенным между ООО «Онли Тур» и ООО «Вояж» установлена ответственность туроператора ООО «Онли Тур» за недостоверность предоставленной информации и за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, что установлено судом выше, суд, считает необходимым взыскать с ООО «Онли Тур» в пользу Кондрашина Н.А. в счет оплаченных услуг по договору <данные изъяты> руб., то есть за вычетом выплаченной части в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.).

Ответчик не лишен возможности обращения с иском в суд в порядке регресса.

Согласно ч.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Размер неустойки, заявленный истцом, составляет <данные изъяты> руб. за <данные изъяты> дней просрочки (<данные изъяты>%<данные изъяты> =<данные изъяты> руб.), то есть в размере цены договора.

В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Таким образом, принимая во внимание, последствия нарушения обязательства ответчиком, а именно характер и обстоятельства нарушения обязательств в конкретном случае и при изложенных выше обстоятельствах непосредственно ответчиком, а именно осмотрительность ответчика при сравнимых обстоятельствах, учитывая размер внесенных истцом денежных средств по договору и последующие действия ответчика после несостоявшегося тура истца, а именно принятие мер по предоставлению туристу иного тура, суд приходит к выводу, что заявленная истцом неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере <данные изъяты> руб., исходя из расчета просрочки за <данные изъяты> дней, заявленных истцом и суммы подлежащей выплате истцу по договору. (<данные изъяты>%<данные изъяты>).

Доказательств того, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя, ответчиком не представлено, судом такие обстоятельства не установлены.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая, что в результате действий ответчиков были нарушены права заявителей как потребителя, и, принимая во внимание характер и объем причиненных физических и нравственных страданий в данном случае, а равно характер и объем ответственности ответчика в конкретном случае, суд считает возможным в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскать с ООО «Онли Тур» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу ст. 989 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, учитывая конкретную категорию гражданского дела, его сложность, принцип разумности, участие в деле представителя, а равно объем оказанной помощи, суд считает возможным взыскать с ответчика расходы на представителя в пользу истца в размере <данные изъяты> руб.

Требования истца о взыскании убытков в размере <данные изъяты> руб., понесенных им по оплате тура, заказанного им самостоятельно, не подлежат удовлетворению, поскольку данные расходы не являются в прямой причинно-следственной связи в связи с неисполнением ответчиком договора оказания туристских услуг, и не являются прямым ущербом.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета города Москвы подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлины на основании ст. 333.19 НК РФ в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, оценив доказательства по делу и взаимную связь в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО «Онли тур» в пользу Кондрашина Н.А. денежные средства, уплаченные по договору в размере <данные изъяты> руб., неустойку в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы на представителя в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Онли тур» штраф в бюджет города Москвы в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с ООО «Онли тур» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Московский городской суд.

Апелляционная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.

Судья А.А. Васин