об отказе в признании беженцем на территории РФ признано правомерным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2012 года                                                                              город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Москаленко М.С.,

при секретаре Заржицкой Э.Ю.,

с участием заявителя Раад С. И.,

представителя заявителя Царевского В.В.,

представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3033/12 по заявлению Раад С. И. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России № 981 от 22 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 05 марта 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным,

УСТАНОВИЛ:

Раад С. И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 22 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 05 марта 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, мотивируя свое обращение тем, что ему неправомерно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку у него имеются обоснованные опасения стать жертвой преследований на территории страны исхода из-за принадлежности к определенной социальной группе.

Заявитель Раад С. И. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Царевский В.В. в судебное заседание явился, требования заявленные заявителем поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Раад С. И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Раад С. И., <данные изъяты>

Как установлено ФМС, со слов Раад С. И., в августе 2001 года заявитель покинул территорию Ирака и выехал в Сирию, откуда самолетом, имея российскую въездную визу, прибыл на территорию Российской Федерации.

На территории Российской Федерации в период времени с 2004 по 2007 г.г., заявитель неоднократно обращался с ходатайством о признании беженцем, данные заявления оставлены без удовлетворения.

В 2007 году заявитель повторно обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Решением УФМС России по г. Москве от 28 января 2008 года был признан беженцем сроком на три года, до 28 января 2011 года.

23 марта 2011 года заявитель обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока действия статуса беженца на территории Российской Федерации.

Решением УФМС России по г. Москве от 22 апреля 2011 года заявителю было отказано в продлении срока действия статуса беженца на территории Российской Федерации на основании п. 9 ст. 7 Федерального закона «О беженцах».

Данное решение заявитель в установленном порядке не обжаловал, и оно вступило в законную силу.

7 декабря 2011 года заявитель повторно обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав его ухудшением обстановки в стране гражданской принадлежности.

5 марта 2012 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие «беженец» согласно п.п.1 п. 1 ст. 1 Федерального закона«О беженцах».

Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве заявителю было отказано решением ФМС от 22 мая 2012 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Согласно представленным в суд материалов, суд приходит к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Раад С. И., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что ФМС России, при оценке доводов заявителя, обоснованно исходила из того, что заявитель к уголовному преследованию в Ираке не подвергался, в розыске не находится и не находился, участия в общественных, религиозных и военных организациях в стране исхода не принимал, инциденты с применением насилия вовлечен не был, высокопоставленные посты не занимал, публичным человеком не считался, свою деятельность в отношении партии «БААС» фактически прекратил после выезда из Ирака в 2001 году. Кроме того родственники заявителя продолжают проживать в стране гражданской принадлежности, переехали в более безопасный район Ирака, где в основном проживают сунниты. Ни о каких преследований и угрозах в их адрес заявитель не сообщал.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований из-за принадлежности к партии «БААС» заявителем не представлено.

В связи этим, довод заявителя о наличии опасений преследований на территории Ирака по принадлежности к определенной социальной группе не может служить основанием для отмены решения Федеральной Миграционной службы Российской Федерации от 22.05.2012 № 981, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 05 марта 2012 года признано правомерным, поскольку препятствий для выезда заявителя в страну гражданской принадлежности нет.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не сообщено и не представлено.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах»     лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину, возможности выехать в страну гражданской принадлежности и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС России от 22 мая 2012 года по жалобе Раад С. И. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 05 марта 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.

Таким образом, Раад С. И. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется достаточных оснований полагать, что в случае возвращения на родину Раад С. И. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Раад С. И. о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной миграционной службы от 22 мая 2012 года по жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 05 марта 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Раад С. И. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 22 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 05 марта 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                                                                      М.С. Москаленко