об отказе в признании беженцем на территории РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 года                                                                           город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Москаленко М.С.,

при секретаре Заржицкой Э.Ю.,

с участием заявителя Муиз А.-А.,

переводчика ФИО4,

представителя заявителя Царевской В.П.,

представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2723/12 по заявлению Муиз А.-А. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 27 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным,

УСТАНОВИЛ:

Муиз А.-А. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 27 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, мотивируя свое обращение тем, что ему не правомерно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку при вынесении решения ФМС России не учла доводы заявителя о наличии у него оснований для признания беженцем на территории Российской Федерации.

Заявитель Муиз А.-А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Царевская В.П. в судебное заседание явилась, требования заявленные заявителем поддержала.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Муиз А.-А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Муиз А.-А., <данные изъяты>

Как установлено ФМС, со слов заявителя, 18 ноября 2002 года Муиз А.-А. покинул Сирию и на самолете, легально, по российской въездной визе прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву.

В 2009 и 2010 годах заявитель обращался в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но получал отказ. Данные решения заявитель обжаловал в ФМС России. Решениями ФМС России заявителю было отказано в удовлетворении жалоб, решения УФМС России по г. Москве признано правомерным.

Данные решения заявитель не обжаловал в установленном судебном порядке, и они вступили в законную силу.

29 ноября 2011 года заявитель вновь обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав его вновь открывшимися обстоятельствами, т.е. ухудшением внутриполитической ситуации в стране гражданской принадлежности.

27 февраля 2012 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие «беженец» согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве заявителю было отказано решением ФМС от 14 мая 2012 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Согласно представленным в суд материалов, суд приходит к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Муиз А.-А., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что ФМС России, при оценке доводов заявителя, обоснованно исходила из того, что заявитель к уголовному преследованию на территории Сирийской Арабской Республике не подвергался, в розыске не находится и не находился, участия в общественных, религиозных и военных организациях в стране исхода не принимал, инциденты с применением насилия вовлечен не был, высокопоставленные посты не занимал, публичным человеком не считался, кроме того ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по г.Москве при проведении опроса, не позволяют сделать вывод о том, чтозаявитель может стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности.

Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности заявителем не представлено.

Так же суд принимает во внимание тот факт, что прибыв на территорию Российской Федерации в 2002 году, заявитель впервые обратился с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации только спустя 7 лет с момента прибытия.

Если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой хочет быть признан беженцем, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства.

Кроме того что желание заявителя легально жить и работать на территории Российской Федерации не может служить основанием для предоставления ему статуса «беженец».

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, требующих неотложного медицинского вмешательства, а так же препятствующих ее выезду за пределы РФ, суду не представлено.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах»     лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину, возможности выехать в страну гражданской принадлежности и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС России от 14 мая 2012 года по жалобе Муиз А.-А. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 27 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.

Таким образом, Муиз А.-А. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно ст. 1 указанного Федерального закона, и не имеется достаточных оснований полагать, что в случае возвращения на родину Муиз А.-А. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Муиз А.-А. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 27 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Муиз А.-А. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы России от 14 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 27 февраля 2012 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья                                                                                  М.С. Москаленко