об отказе в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве об отказе в признании беженцем на территории РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2012 года                                                                        город Москва

Басманный районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Москаленко М.С.,

при секретаре Заржицкой Э.Ю.,

с участием заявителя Мохебуллах Х.Х.,

переводчика ФИО1,

представителя заявителя Царевской В.П.,

представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3058/12 по заявлению Мохебуллах Х.Х. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 05 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 29 декабря 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным,

УСТАНОВИЛ:

Мохебуллах Х.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 05 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 29 декабря 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, мотивируя свое обращение тем, что ему не правомерно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, при вынесении решения ФМС России не приняла во внимание тот факт, что у заявителя имеются обоснованные опасения стать жертвой преследований, пыток, и других унижающее человеческое достоинство видов обращения, при возвращении в страну своей гражданской принадлежности.

Заявитель Мохебуллах Х.Х. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заявителя Царевская В.П. в судебное заседание явилась, требования заявленные заявителем поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Мохебуллах Х.Х. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Мохебуллах Х.Х., <данные изъяты>

Как установлено ФМС, со слов заявителя, в августе 2008 года Мохебуллах Х.Х., транзитом через Таджикистан и Казахстан, нелегально прибыл на территорию Российской Федерации.

29 октября 2008 года заявитель впервые обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

27 января 2009 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие «беженец» согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Данное решение заявитель в установленном законом порядке не обжаловал, и оно вступило в законную силу.

3 сентября 2009 года Мохебуллах Х.Х. обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

3 декабря 2009 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации по гуманным основаниям, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О беженцах», сроком действия на один год с 3 декабря 2009 года по 3 декабря 2010 года.

9 декабря 2010 года заявитель повторно обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

13 декабря 2010 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие «беженец» согласно п.п. 1 п. 1 ст.1 Федерального закона «О беженцах».

Данное решение заявитель обжаловал в ФМС России.

ФМС России своим решением от 11 июля 2011 года отменило решение УФМС России по г. Москве от 14 марта 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации Мохебуллах Х. Х. и обязало УФМС России по г. Москве рассмотреть ходатайство заявителя о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу повторно.

4 октября 2011 года заявитель повторно обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав тем, что он может подвергнуться преследованиям в Афганистане со стороны талибов и бандитов за то, что он работал переводчиком в иностранных компаниях, а также длительно проживал за пределами Афганистана.

29 декабря 2011 года решением УФМС России по г. Москве заявителю было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям определяющим понятие «беженец» согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах».

Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве заявителю было отказано решением ФМС от 05 мая 2012 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Статья 2 Закона «О беженцах» устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.

Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.

Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2 ст.2 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425.

Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец» согласно статье 1 Федерального закона.

Согласно представленным в суд материалов, суд приходит к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие «беженец», применительно к Мохебуллах Х.Х., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что ФМС России, при оценке доводов заявителя, обоснованно исходила из того, что заявитель к уголовному преследованию в Афганистане не подвергался, в розыске не находится и не находился, участия в общественных, религиозных и военных организациях в стране исхода не принимал, инциденты с применением насилия вовлечен не был, высокопоставленные посты не занимал, публичным человеком не считался.

Убедительных аргументов, в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности, а так же доказательств о поступавших в адрес заявителя угроз на территории страны своей гражданской принадлежности, заявителем суду не представлено.

Довод заявителя о том, что он хочет легально проживать на территории Российской Федерации не имеет правового значения и не может служить основанием для отмены решения Федеральной Миграционной службы Российской Федерации от от 05 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 29 декабря 2011 года признано правомерным, поскольку препятствий для выезда заявителя в страну гражданской принадлежности нет.

Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах»     лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследования (п. 45).

Для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждения об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).

Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.

Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину, возможности выехать в страну гражданской принадлежности и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.

Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС России от 05 мая 2012 года по жалобе Мохебуллах Х.Х. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 29 декабря 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.

Таким образом, Мохебуллах Х.Х. было обоснованно отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» согласно ст. 1 указанного Федерального закона, и не имеется достаточных оснований полагать, что в случае возвращения на родину Мохебуллах Х.Х. может быть подвергнут негуманному обращению.

При таких данных, в удовлетворении требований Мохебуллах Х.Х. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 05 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 29 декабря 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, должно быть отказано в связи с их необоснованностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Мохебуллах Х.Х. об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России от 05 мая 2012 года, которым решение Управления ФМС России по г.Москве от 29 декабря 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.