Р Е Ш Е Н И Е
город Москва 08 сентября 2010 года
Судья Басманного районного суда города Москвы Мушникова Н.Е., с участием Сизикова А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Сизикова А.А. на постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы от 29 марта 2010 года, которым
Сизиков А.А. <данные изъяты>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
По постановлению заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России ФИО2 Сизиков А.А. признан виновным в том, что совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: нарушение членом конкурсной комиссии порядка отбора участников конкурса на право заключить государственный контракт, при следующих обстоятельствах:
28 июля 2009 года по адресу: <адрес> Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Заказчик) проводился открытый конкурс по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) работ по созданию новой версии программного обеспечения официального Интернет-сайта ФСКН России и его техническому сопровождению (Конкурс).
В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» (Закон о размещении заказов) установлено, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
Согласно разделу 2 «Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкции по ее заполнению» Конкурсной документации установлено: «Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа».
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 28 июля 2009 года № заявка участника размещения заказа – ООО «<данные изъяты>» допущена к участию в Конкурсе.
Вместе с тем установлено, что опись документов, являющаяся частью заявки ООО «<данные изъяты>», не вшита в общий том заявки участника размещения заказа.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Таким образом, заявка на участие в Конкурсе ООО «<данные изъяты>» не соответствовала требованиям конкурсной документации и была допущена конкурсной комиссией Заказчика в нарушение пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
За нарушение членом конкурсной комиссии порядка отбора участников конкурса на право заключить государственный контракт частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 28 июля 2009 года № член конкурсной комиссии Заказчика Сизиков А.А. голосовал за допуск к участию в Конкурсе ООО «<данные изъяты>».
В жалобе на постановление Сизиков А.А. просит отменить постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование доводов своей жалобы Сизиков А.А. указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с частью 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
31 июля 2010 года Инспекция ФАС вынесла решение по делу № о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов, в котором был установлен факт совершения членами ЦСКАК ФСКН России административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Инспекция ФАС России исследовала все материалы, в том числе Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 28 июля 2009 года № и Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30 июля 2009 года №. Вел данное заседание Инспекции ФАС России заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФИО3 Членом Инспекции ФАС России также являлся заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФИО4
Эти должностные лица в соответствии со ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе обладают правом составления протокола об административном правонарушении. Вместе с тем данные лица в нарушение части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не составили немедленно протокол об административном правонарушении, а в нарушение части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вынесли определения о возбуждении дела об административном правонарушении, которое соответственно не было рассмотрено в пятнадцатидневный срок.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено только 2 декабря 2009 года.
Инспекцией ФАС нарушено положение п. 1 части 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении или его заместителя на срок не более одного месяца. По настоящему делу срок административного расследования с момента его возбуждения составил 101 день.
Частью 3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ определен исчерпывающий перечень документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Опись документов, как самостоятельный документ, в их число не включен.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных п. п. «а»-«в», «д» и «е» п. 1, п. 2 и 3 ч. 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, комиссия была не вправе затребовать от участника иных документов, в том числе описи, не предусмотренных п. п. «а»-«в», «д» и «е» п. 1, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ.
Частью 3.3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ предусматривается, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать описи входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Тем самым Федеральным законом № 94-ФЗ не предусмотрено, чтобы опись документов была вшита в заявку на участие в открытом конкурсе.
Находящаяся в запечатанном конверте с заявкой опись документов, но не вшитая в заявку на участие в открытом конкурсе сама по себе не влияет на определение победителя открытого конкурса, не предоставляет возможность для последующего изменения заявки, то есть никоим образом не влияет на проведение открытого конкурса. При этом в п. 11 заявки ООО «<данные изъяты>» указано, что опись представляемых документов прилагается.
Таким образом, отклонение и не допуск такого участника размещения заказа к участию в конкурсе из-за не прошитой описи и при ее наличии в конверте совместно с заявкой, явно не соответствует Федеральному закону № 94-ФЗ.
Доводы своей жалобы Сизиков А.А. поддержал и в суде.
Представитель ФАС России Бобровская Ю.В. в суде возражала против удовлетворения жалобы Сизикова А.А., указав, что в соответствии пунктом 3.3 части 3 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Таким образом, Законом о размещении заказов прямо предусмотрено, что опись документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, должна входить в состав заявки на участие в конкурсе, то есть должна быть сшита с общим томом заявки на участие в конкурсе.
Аналогичное требование содержится и в конкурсной документации. Пунктом 11 Приложения № 3 к пункту 2 Конкурсной документации «Заявка на участие в конкурсе» предусмотрено, что к заявке прилагаются документы в соответствии с п. 2 конкурсной документации согласно описи.
Таким образом, перечень документов, входящих в состав заявки участника размещения заказа на участие в конкурсе, определен описью документов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 28 июля 2009 года № заявка участника размещения заказа – ООО «<данные изъяты>» допущена к участию в Конкурсе.
Вместе с тем на заседании Инспекции ФАС России от 31 июля 2009 года установлено, что опись документов, являющаяся частью заявки ООО «<данные изъяты>», не вшита в общий том заявки участника размещения заказа ООО «<данные изъяты>».
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Таким образом, заявка на участие в Конкурсе ООО «<данные изъяты>» не соответствовала требованиям Конкурсной документации и была допущена Центральной конкурсной и аукционной комиссией Заказчика в нарушение пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Определение ФАС России о возбуждении дела № об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченным лицом ФАС России. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении Сизикова А.А.соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении в отношении Сизикова А.А. рассмотрено уполномоченным лицом в установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав мнение Сизикова А.А., представителя ФАС России Бобровской Ю.В., суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Часть 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт.
Составляя в отношении Сизикова А.А., являвшегося председателем Центральной конкурсной и аукционной комиссии ФСКН России, протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынося постановление о привлечении его к административной ответственности заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России указал, что Сизиковым А.А., как членом конкурсной комиссии, допущено нарушение порядка отбора участников конкурса на право заключить государственный контракт, поскольку Сизиков А.А. допустил к участию в Конкурсе по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) работ по исполнению новой версии программного обеспечения официального Интернет-сайта ФСКН России и его техническому сопровождению ООО «<данные изъяты>», чья заявка на участие в конкурсе не соответствовала требованиям конкурсной документации, поскольку опись документов, являющаяся частью заявки ООО «<данные изъяты>», не была вшита в общий том заявки участника размещения заказа.
Вместе с тем данные выводы противоречат положениям Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заявок на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года.
Согласно части 1 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заявок на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона № 94-ФЗ определен исчерпывающий перечень документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Опись документов как самостоятельный документ в их число не включена.
В соответствии с ч. 3.3 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 25 Федерального Закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами «а»-«в», «д» и «е» пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В конкурсной документации требования к оформлению описи в состав общего тома заявки участника размещения заказа не содержалось.
Таким образом, конкурсная комиссия, оценив представленную ООО «<данные изъяты>» заявку, правомерно пришла к выводу о том, что данная заявка соответствовала требованиям конкурсной документации и содержала все необходимые документы и сведения, обязательное наличие которых было установлено Законом и конкурсной документации, в связи с чем ООО «<данные изъяты>» было допущено к участию в конкурсе и было признано участником конкурса.
Сам по себе факт представления описи документов в опечатанном конверте вместе с заявкой, но не вшитой в общий том заявки на участие в конкурсе, не предоставляет возможность для последующего изменения заявки, не влияет на подлинность и достоверность представленных в составе заявки документов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Сизикова А.А. как члена конкурсной комиссии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России ФИО2 от 29 марта 2010 года в отношении Сизикова А.А. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу Сизикова А.А. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России ФИО2 от 29 марта 2010 года в отношении Сизикова А.А. отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Сизикова Александра Анатольевича по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании п. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в порядке надзора.
Судья: