отменить постановление мирового судьи судебного участка



Мировой судья судебного

участка № 388Турянская Г.А.

РЕШЕНИЕ

город Москва                                                                   21 июля 2011 года             

Судья Басманного районного суда города Москвы Цветков Ю.А., рассмотрев с участием представителя Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Бычени А.В. и представителя открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Пашкова Р.В. в открытом судебном заседании жалобу государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Малкандуева Р.В. на постановление мирового судьи судебного участка №388 Басманного района города Москвы Турянской Г.А., которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 388 Басманного района города Москвы Турянской Г.А. от 18.05.2011 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно протоколу от 21.03.2011 председатель правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиции» Климов П.Ф. привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Так, 27 января 2011 года Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2006 года № САЭ-3-06/829@, направила запрос в ОАО «Международный Банк финансов и инвестиции» о предоставлении выписки по операциям на счетах Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» . В ответ на указанный запрос Инспекцией получено письмо ОАО «Международный банк финансов и инвестиции» от 15.02.2011 за подписью Климова П.Ф., в котором указано на невозможность (отсутствие права) предоставления запрашиваемой информации выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации ЗАО «<данные изъяты>» в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка истребования документов.

Мировой судья, выслушав объяснения представителя Климова П.Ф. по доверенности Пашкова Р.В., допросив в качестве свидетеля Малкандуева Р.М., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив в совокупности доказательства по делу, пришел к выводу об отсутствии в действиях председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Согласно абз. 2, 3 п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации, банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Истребование документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся проверяемого налогоплательщика, проводится в случаях и порядке, установленном ст. 93.1 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Как усматривается из материалов административного дела, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 проводилась выездная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>», контрагентом которого являлось ЗАО «<данные изъяты>», в связи с чем был направлен запрос в ОАО «Международный Банк финансов и инвестиции» о предоставлении выписки по операциям на счете (счетах) ЗАО «<данные изъяты>» за период с 01.01.2007 года по 31.12.2009 года.

Между тем, согласно требованиям п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган, в котором банк не состоит, не в праве направлять требования о предоставлении документов напрямую в банк, поскольку запрос должен быть подготовлен налоговым органом по месту учета ОАО «Международный Банк финансов и инвестиции» на основании соответствующего поручения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2.

Таким образом, оценивая доказательства по делу в их совокупности, учитывая, что все нормативные акты, регулирующие налоговые правоотношения, должны соответствовать Налоговому кодексу РФ, мировой судья приходит к выводу, что Климовым П.Ф. не допущено нарушение п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Не согласилась с постановлением мирового судьи, государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Малкандуев Р.В. в своей жалобе и представитель названной инспекции Быченя А.В. в судебном заседании указали, что Инспекция в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ направила запрос в Открытое акционерного общество «Международный Банк финансов и инвестиции» о предоставлении выписки по операциям на счетах Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» от 27.01.2011 ( от 31.01.2011) в связи с проведением в отношении данной организации мероприятий налогового контроля в виде истребования документов. В ответ на указанный запрос Инспекцией получено письмо Банка от 15.02.2011 (вх. от 24.02.2011), в котором указано на невозможность (отсутствие права) предоставления запрашиваемой выписки (выписок) по операциям на счете (счетах) организации Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» (ИНН КПП ) в связи с несоблюдением установленного законодательством порядка истребования документов.

Форматы и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 3 статьи 86 НК РФ. Так, форма запроса выписки по операциям на счете организаций установлена Приказом ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах организаций, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов».

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@ "Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки".

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии со статьей 6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Таким образом, должностное лицо Открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиции» - Председатель Правления Климов П.Ф. Открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиции» отказал в представлении в налоговый орган сведений необходимых для осуществления налогового контроля, т.е. совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

По мнению Инспекции выводы мирового судьи судебного участка № 388 Басманного района г. Москвы не основаны на доказанных обстоятельствах и противоречат действующему законодательству РФ о налогах и сборах.

При вынесении обжалуемого постановления мировой судья судебного участка № 388 Басманного района г. Москвы не применил норму материального права, подлежащую применению для объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела.

Так, вывод об отсутствии в действиях П.Ф. Климова состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, сделан судом со ссылкой на необходимость применения Инспекцией общего порядка истребования документов, предусмотренного п.3 ст. 93.1 НК РФ.

Вместе с тем протокол об административном правонарушении от 21.03.2011 составлен Инспекцией по факту не представления П.Ф. Климовым выписки по операциям на счете организации.

Мировым судьей судебного участка № 388 Басманного района г. Москвы вызвано для допроса в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении (государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 2 Р.М. Малкандуев).

Данный сотрудник Инспекции дал пояснения, согласно которым правоотношения по истребованию налоговыми органами такого документа, как выписка по операциям на счете организаций, являются специальными по отношению к общему порядку истребования документов и закреплены отдельной нормой - ст. 86 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Форма такого запроса утверждена Приказом ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@.

Обособление законодателем порядка истребования выписки по операциям на счетах организаций, от порядка истребования иных документов, обусловлено, прежде всего, сжатыми сроками проведения налоговых проверок и, как следствие, необходимостью получения в кратчайшие сроки выписки по операциям на счете организаций от Банков. Так, п.2 ст. 86 НК РФ предусматривает трехдневный срокна предоставление банками истребуемой налоговыми органами информации, в том числе выписки по операциям на счете организаций, в то время как порядок, указанный в ст. 93.1 НК РФ, предусматривает направление поручения в налоговый орган, по месту учета организации, у которой предполагается истребование документов. Налоговый орган, получивший данное поручение, в течение 5 дней направляет требование непосредственно самой организации, у которой истребуются документы. Организация, получившее данное требование, обязано исполнить его в течение 5 дней. Таким образом, с учетом «почтопробега», очевиден тот факт, что порядок истребования документов, предусмотренный ст. 93.1 НК РФ, требует значительных временных затрат (порядка месяца).

Более того, данная позиция Инспекции подтверждается сложившейся судебной практикой.

Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлениях от 19.06.2008 № КА-А40/5161-08 и от 02.09.2008 № КА-А40/8160-08 (отказано в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определениями от 20.11.2008 № 13439/08 и от 27.11.2008 № 13480/08) указал следующее: «Статьей 135.1 НК РФ установлена ответственность банка за непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса. Толкование данной нормы свидетельствует о том, что она является специальной и регламентирует применение ответственности к банку за непредставление по требованию налогового органа конкретных документов - справок (выписок) по операциям и счетам.Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ в случае проведения мероприятий налогового контроля у организаций (индивидуальных предпринимателей) налоговые органы могут запросить у банков, а банки обязаны выдать налоговым органам в пятидневный срок со дня получения мотивированного запроса справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). В связи с изложенным, суд кассационной инстанции посчитал ошибочным утверждение судов о том, что в случае запроса выписки по счету организации, являющейся контрагентом проверяемого налоговым органом налогоплательщика, информация подлежала истребованию в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.

При вынесении обжалуемого постановления мировой судья судебного участка № 388 Басманного района г. Москвы проигнорировал разъяснения компетентных органов по спорному вопросу. В ходе судебного заседания по настоящему делу свидетелем Р.М. Малкандуевым представлено суду письмо ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@, а также письмо ФНС России от 18.09.2009 № ШТ-22-2/727@. В п.4 письма ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@.

В п. 4 данного письма указано, что в пункте 2 ст. 86 НК РФ установлены три самостоятельных случая, когда указанная информация может быть запрошена налоговым органом, а именно:

1) в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);

2) после вынесения решения о взыскании налога;

3) в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Пункт 5 Письма ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@ гласит, что Ряд мероприятий налогового контроля (например, истребование документов и информации у контрагентов и у иных лиц в порядке статьи 93.1 Кодекса) могут проводиться налоговым органом у налогоплательщиков, не состоящих на учете в этом налоговом органе.

В письме ФНС России от 18.09.2009 № ШТ-22-2/727@ указанно, что силу пункта 1 статьи 82 НК РФ одним из мероприятий налогового контроля является истребование необходимых налоговому органу документов (информации). При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанность налоговых органов направлять предусмотренные пунктом 2 статьи 86 Кодекса запросы через налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении счетов которого составлен запрос.

Какая-либо оценка данным письмам мировым судьей в рамках настоящего дела не дана, в то время как позиция мирового судьи прямо противоречит вышеназванным разъяснениям ФНС России.

Постановление мирового судьи судебного участка 388 Басманного района г. Москвы от 18.05.2011 № 5-63/11 в нарушение п.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ не содержит в себе мотивированное решение по делу. Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.03.2011 Климовым П.Ф. нарушен п.2 ст. 86 НК РФ. Мировой судья в рамках настоящего судебного дела, указывая на необходимость Инспекции руководствоваться при истребовании выписки по операциям на счете организаций п. 3 ст. 93.1 НК РФ, не указал в обжалуемом постановлении какого-либо обоснования, по каким причинам, по мнению суда, при разрешении данного спора не подлежит применению п.2 ст. 86 НК РФ.

Мировым судьей судебного участка 388 Басманного района г. Москвы нарушено право граждан, присутствующих при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении с помощью средств аудиозаписи, чем нарушена ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ. Так, при рассмотрении настоящего дела присутствовал главный специалист-эксперт юридического отдела Инспекции А.В. Быченя. Данным сотрудником Инспекции, во исполнение приказа ФНС России от 29.12.2005 № САЭ-3-14/676, произведена попытка вести аудиозапись судебного разбирательства. Однако, при виде средства аудиозаписи (диктофон), мировой судья судебного участка № 388 Басманного района г. Москвы указала на необходимость незамедлительного прекращения ведения аудиозаписи. Данный запрет снят судьей лишь на стадии рассмотрения судом документов, имеющихся в материалах дела, то есть после выступления лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Малкандуев Р.В. в своей жалобе и представитель названной инспекции Быченя А.В. просят суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 388 Басманного районного суда г. Москвы Г.А. Турянской от 18.05.2011 и принять решение о привлечении председателя правления ОАО «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ОАО «Международный Банк финансов и инвестиций» Пашков Р.В. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи - без изменения, сославшись в обоснование своих доводов на судебную практику Арбитражного суда города Москвы от 2010 года, в частности на судебные решения по жалобам ОАО «Международный Банк финансов и инвестиций», в соответствии с которыми были признаны незаконными решения налоговых органов о привлечении банка к административной ответственности за аналогичные действия.

Суд, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав мнения сторон и проверив материалы дела, приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, а жалоба государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Малкандуева Р.В. удовлетворению не подлежит.

Выводы, изложенные в постановлении мирового судьи об отсутствии в действиях председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждаются исследованными мировым судьей доказательствами и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что при вынесении обжалуемого постановления мировой судья не применил норму материального права, подлежащую применению для объективного и всестороннего рассмотрения настоящего дела, нельзя признать состоятельными.

В соответствии с текстом запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, неисполнение которого вменяется инспекцией в вину председателю правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф., данный запрос содержит ссылку сразу на обе нормы - пп.2 и 4 ст. 86 и ст.93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из содержания имеющегося в материалах дела письма председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. от 15.02.2011 в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2, последний указал на невозможность его исполнения в связи с нарушением порядка и формы направления такого запроса, сославшись на положения ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах в действиях должностного лица - председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф., в условиях правовой неопределенности, возникшей в результате применения налоговым органом при запросе интересующих его сведений одновременно двух норм материального права, разных по содержанию, не может быть установлена вина как основание для привлечения к административной ответственности.

Писем с разъяснением позиции ФНС России по применению указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, как это следует из материалов дела, в ходе судебного заседания не представлялось, ссылок на них в объяснениях Малкандуева Р.М. не содержится. Кроме того, правовая позиция органа исполнительной власти по применению адресованных ему тех или иных норм права не может служит для суда обязательной.

Нарушения положений действующего законодательства, регламентирующих процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые влекли бы за собой отмену вынесенного постановления, не установлено. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не является в силу гл.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях участником производства по делам об административных правонарушениях и не наделено правами, предусмотренными данной главой. Поэтому судом не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы в указанной части.

Иные доводы жалобы на существо принятого мировым судьей решения не влияют.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №388 Басманного района города Москвы Турянской Г.А. от 18.05.2011 в отношении председателя правления открытого акционерного общества «Международный Банк финансов и инвестиций» Климова П.Ф. - оставить без изменения, а жалобу государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 Малкандуева Р.В. - без удовлетворения.

Судья                                                                                                   Ю.А. Цветков