Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 5-147/10

Басманный районный суд города Москвы

107078, Москва, ул. Каланчевская, д.11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«10» сентября 2010 года город Москва

Судья Басманного районного суда города Москвы Сперанская Н.Ю., с участием законного представителя Чувильской О.А., защитников Жукова В.Н., Терлецкого М.А., Гурова А.А., рассмотрев административное дело по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» расположенного по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л :

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» нарушило требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

29 июля 2010 года в 10 часов 00 минут в помещениях арендуемых Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» по адресу: <адрес>, инспектором 4 РОГПН Управления по Центральному АО ГУ МЧС России по г.Москве, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами а именно:

1. Произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения);

2. Допущено уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки не предусмотрена дополнительная защита объемов помещений исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок ( п. 40 ППБ 01-03);

3. В помещении станции пожаротушения у каждого узла управления отсутствуют вывешенные таблички с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки (п.101 ППБ 01-03);

4. В помещении венткамеры на последнем этаже допускается хранение горючих материалов (п. 40 ППБ 01-03);

5. На первом этаже в помещении венткамеры допущено размещение раздевалки (п.40 ППБ 01-03);

6. Не оборудованы двери на лестничные клетки в здании приспособлениями, для самозакрывания (доводчиками) и с уплотнением в притворах (п.3 ППБ 01-03; п.6.18* СНиП 21-01-97);

7. Допущено хранение под лестничными маршами горючих материалов (п.40 ППБ 01-03);

8. Окна чердака не остеклены и не закрыты (п. 44 ППБ 01-03);

9. Не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03; п.4 НПБ 110-03);

10. Запоры на дверях эвакуационных выходов на лестничные клетки не обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа ( п.52 ППБ 01-03);

11. Световой указатель «Эвакуационный выход» находится в неисправном состоянии (выключен) (п. 61 ППБ 01-03);

12. Не заделаны отверстия в местах пересечения противопожарных стен до требуемого передела огнестойкости и дымогазонепроницаемости (п. 37 ППБ 01-03);

13. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения проводятся формально (п. 96 ППБ 01-03);

14. Пожарные рукава не присоединены к кранам и стволам (п. 91 ППБ 01-03);

15. Прямая телефонная связь из помещения насосной отсутствует (п. 97 ППБ 01-03);

16. Для складских и технических помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности (п. 33 ППБ 01-03);

17. Допускается монтаж проводов сетей электроснабжения открыто, без применения электротехнических коробов ( п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п. 7.1.37 ПУЭ);

18. Двери складских и технических помещений (венткамеры, люки на чердак, двери лифтовых холлов и т.д.) не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не мене 0.6 часа (п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

19. Не во всех транзитных воздуховодах установлены противопожарные клапаны (п.3 ППБ 01-03; п. 7.11.13 СНиП 41-01-2003);

20. Допущено размещение кабелей, электропроводки на расстоянии менее 100 мм от стенок воздуховодов приточно-вытяжной вентиляции (п.3 ППБ 01-03; п. 7.11.16 СНиП 41-01-2003);

21. Места прохода транзитных воздуховодов через стены, перегородки, перекрытия не уплотнены негорючими материалами, обеспечивающими нормируемый предел огнестойкости (п.3 ППБ 01-03; 16 СНиП 41-01-2003);

22. Планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара выполнены с отступлением от действующих норм (п.3,16 ППБ 01-03; ГОСТ Р 12.2.143-2002; ГОСТ Р 12.4.026-2001);

23. Не проведен инструктаж с работниками организации в специализированной организации (п. 3,7,15 ППБ 01-03; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

24. На чердаке допускается хранение материалов (авторезина, пластиковые поддоны и др.) (п. 40 ППБ 01-03);

25. На фасаде здания не установлены соответствующие указатели гидрантов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п.90 ППБ 01-03);

26. Не устранены нарушения указанные в техническом отчете по замерам сопротивления силовой и осветительной электросетей. В техническом отчете отсутствует ведомость дефектов (п. 57 ППБ 01-03);

27. На эвакуационном выходе допускаются перепады высот менее 45 см (без предусмотренной третьей ступеньки или пандуса 1:6) ( п. 3 ППБ 01-03; п. 6.28* СНиП 21-01-97*);

28. Пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности (п.61 ППБ 01-03);

29. Допускается эксплуатация светильников без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников ( п. 60 ППБ 01-03);

30. Допущено изменение функционального назначения помещения электрощитовой (размещена раздевалка и допущено хранение горючих материалов) (п. 38 ППБ 01-03);

31. Транзитные воздуховоды выполнены с пределом огнестойкости менее ЕI 30 (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.11.9, 7.11.4 СНиП 41-01-2003);

32. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, дери лифтовых холлов не выполнены глухими или армированными стеклами ( п. 3 ППБ 01-03, п. 6.3.7 31-05-2003);

33. Ограждающие конструкции лифтовых холлов не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам ( п.3 ППБ 01-03; п. 6.24* СНиП 21-01-97 *);

34. Допущена отделка полов на путях эвакуации поэтажных коридоров горючими материалами с пожарной опасностью, более чем В2, РП2, Д3, Т2 (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-98*);

35. Допущена отделка потолка на пути эвакуации лифтового холла первого этажа горючим материалом с пожарной опасностью более чем Г1, В1, Д2, Т2 (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);

36. Высота горизонтального участка пути эвакуации в свету из «основной» лестничной клетки ведущей непосредственно наружу из здания 2 м (п.3 ППБ 01-03; п. 6.27 СНиП 21-01-97*);

37. На путях эвакуации допускается устройство лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки ( п.3 ППБ 01-03, п. 6.28* СНиП 21-01-97*);

38. Ограждающая конструкция помещения машинного отделения лифта на чердаке не соответствует требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиями 3-го типа (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.22* СНиП 21.-01-97*);

39. На объекте отсутствует система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. А допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам (п.4 ППБ 01-03).

Законный представитель Чувильская О.А. в судебном заседании пояснила, что библиотекой в настоящее время выполнены п. 3-5,7,8,11-15,17,22,24,30,34. Устранение остальных пунктов в настоящее время выполняется, но сроки выполнения зависят от финансирования Департаментом культуры г. Москвы, заявки уже сделаны.

Защитник Терлецкий М.А. в судебном заседании пояснил, что указанные инспектором Правила пожарной безопасности, нормы, правила и ГОСТы, которые были нарушены не действуют. Оснований для приостановления деятельности не имеется, библиотекой устранены часть нарушений, остальные нарушения своими силами они устранить не могут, требуется дополнительное финансирование, поскольку библиотека является бюджетной организацией. Конструкцией здания не предусмотрена возможность выполнения некоторых пунктов протокола. Кроме того, приостановление деятельности отразится на сотрудниках и посетителях библиотеки.

Защитник Гуров А.А. в судебном заседании пояснил, что в целях устранения нарушений библиотекой заключены договора на произведение работ по монтажу систем пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения, заключены договор на обучение руководителей по пожарной безопасности и договор на обучение мерам пожарной безопасности. Кроме того, здание не является собственностью библиотеки, поэтому некоторые пункты не могут быть выполнены без согласования с собственником здания.

Защитник Жуков В.Н. в судебном заседании пояснил, что здание библиотеки строе, построенное по старым нормам и требованиям. Мероприятия, которые они могли выполнить своими силами они выполнили.

Защитники просят не приостанавливать деятельность библиотеки, учесть устранение половины пунктов, указанных в протоколе об административном правонарушении.

Проверив представленные материалы, суд считает, что вина Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» нашла свое полное подтверждение совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № от 27.07.2010 года (л.д.4-6) и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 7-16), из которого следует в арендуемых помещениях Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности; распоряжением № от 06.07.2010 года о проведении проверки требования пожарной безопасности в помещениях Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» по адресу: <адрес> (л.д. 20); уведомление о проведении мероприятий по надзору (л.д. 21); свидетельством о государственной регистрации и постановки на учет в налоговый орган, договором аренды помещения (л.д. 17,22-26).

При таких обстоятельствах, суд считает факт совершения Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установленным и доказанным.

Довод защиты о том, что инспектором 4 РОГПН в протоколе об административном правонарушении указаны Правила пожарной безопасности, нормы, правила и ГОСТы, нарушенные библиотекой, которые не действуют, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения, судом проверен и признан не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства правонарушения, общественную опасность содеянного, связанного с нарушением требований пожарной безопасности, которыми создается угроза возникновения пожара, а соответственно опасность для жизни и здоровья людей. Кроме того, суд принимает во внимание, что Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» посещает большое количество читателей, как взрослых так и детей. Также суд учитывает характер и количество выявленных нарушений, частичное их устранение, и принимая во внимание, что ранее Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова», к административной ответственности не привлекалось, суд считает необходимым назначить Государственному бюджетному учреждению культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» наказание в виде приостановления деятельности на срок 70 суток. Оснований для назначения иного наказания судом не усматривается.

Довод защитников о том, что устранение выявленных нарушений требует значительных финансовых затрат, не может являться основанием для смягчения наказания, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подвергнуть Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» административному наказанию по ч.1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации) помещения арендуемого Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» по адресу: <адрес>, на срок 70 (семьдесят) суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд течение 10 дней через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.

Судья Н.Ю. Сперанская