Дело №2-526 (2010 год). Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата обезличена в составе председательствующего судьи В.В.Агапова, при секретаре Борониной Л.А. в здании суда в р.п. Башмаково Пензенской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в защиту неопределенного круга лиц к администрации Шереметьевского сельсовета Башмаковского района о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, - у с т а н о в и л : Прокурор ... Дата обезличена обратился в районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Шереметьевского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного ГТС, и просит обязать администрацию Шереметьевского сельсовета провести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а именно: выполнить действия по изготовлению технического паспорта на гидротехническое сооружение водохранилище на ... в Номер обезличен км. восточнее ...(полный объем- Номер обезличен млн. куб. метров), выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества(ГТС): водохранилище на ... в в Номер обезличен км. восточнее ...(полный объем- Номер обезличен млн. куб. метров),органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Указанные требования прокурор обосновывает тем, что на территории Шереметьевского сельсовета на ... находится ГТС водохранилища объемом Номер обезличен млн.куб.м., не имеющее собственника. ГТС находится в неудовлетворительном состоянии, является потенциально опасным. Совершить действия, о понуждении к которым просит принять решение, считает, лежит на органе местного самоуправления по причине требований ст.11 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ч.ч.1,3 ст.225 ГК РФ, ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления негативных последствий: разрушения ГТС, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, вреда имуществу неопределенного круга лиц. В судебном заседании и.о. прокурора района Карпинова А.М. поддержала требования, содержащиеся в заявлении прокурора. Представитель органа, действия которого обжалуются - глава администрации Шереметьевского сельсовета Ященко Т.Н. с заявлением согласилась, и пояснила следующее: Действительно на территории сельсовета около ... имеется водохранилище, которое остается бесхозяйным. Примерно в Дата обезличена две трети воды из водохранилища ушло, и при этом разрушена часть плотины в той части, где были сооружения из бетона. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, и необходимости удовлетворения его заявления в полном объеме. По данному делу судом установлено, что на территории муниципального образования «... на ... в Номер обезличен км. восточнее ... имеется гидротехническое сооружение на необособленном водном объекте - действующем водохранилище полным объемом Номер обезличен млн.куб.м., потенциально опасное, аварийное, собственник которой неизвестен. ГТС является недвижимой вещью и представляет собой земляную плотину с устроенными в ней водосбросными устройствами, которые в настоящее время частично разрушены. Само водохранилище недвижимой вещью не является, так как находится на реке, и не обособлено от других рек, ручьев и водохранилищ. Указанные обстоятельства подтверждаются также: сведениями в справке прокуратуры района о проверке ГТС от Дата обезличена и в приложенных к ней фотографиях, из которых следует, что водохранилище имеется и наполнено водой, тело плотины и железобетонные конструкции водосброса в ней - частично разрушены, сведениями в информации в прокуратуру области из Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в информации от главы администрации Башмаковского района, сведениями из Управления Росреестра, из которых следует, что права на спорный объект ни за кем не зарегистрированы. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ст.ст.4, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, а также создание резервов финансирования и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, другие законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Согласно ст.225 ГК РФ ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов, в частности технического паспорта на недвижимую вещь. Согласно ст.ст.8-9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность ГТС обеспечивается ответственностью за действия(бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность ГТС, в том числе возмещают ущерб, нанесенный в результате аварии на ГТС. Из анализа вышеуказанных правовых норм в частности следует, что в отношении источника повышенной опасности, каковым по данному делу и является предмет спора, орган местного самоуправления имеет не только право поставить его на учет как бесхозяйное имущество, но и законодательно установленную обязанность совершить такие действия. Доводы администрации об отсутствии денежных средств на проведение мероприятий в отношении ГТС, частичном его разрушении, не свидетельствуют о необоснованности требований прокурора, поскольку законодательство не ставит выполнение обязанностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, и частичного разрушения объекта. Муниципальное образование согласно его Устава имеет собственный бюджет, что основано на требованиях ст.52 Федерального закона №131-ФЗ, согласно которой каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет для выполнения задач местного значения. Дальнейшее бездействие органа местного самоуправления может вызвать наступление тяжелых последствий - полное разрушение в любое время аварийного ГТС, полное наполнение водохранилища в период паводка и полное разрушение в любое время аварийного ГТС, и как следствие причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, причинение материального ущерба неопределенному кругу граждан и юридических лиц. При таких обстоятельствах, установленных судом, и в соответствии с вышеприведенным законодательством, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление прокурора ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Шереметьевского сельсовета Башмаковского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного узла ГТС водохранилища на ... в Номер обезличен км. восточнее .... Обязать администрацию Шереметьевского сельсовета Башмаковского района Пензенской области провести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а именно: выполнить действия по изготовлению технического паспорта на гидротехническое сооружение водохранилище на ... в Номер обезличен км. восточнее ...(полный объем- Номер обезличен млн. куб. метров), выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества(ГТС): водохранилище на ... в в Номер обезличен км. восточнее ... ...полный объем- Номер обезличен млн. куб. метров),органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено представление прокурора в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья: В.В. Агапов