Решение о признании права собственности на жилое помещение



Дело 2-176(201 год).

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         ДД.ММ.ГГГГ

         Башмаковский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Е.А.Филимоновой,

при секретаре Кобзевой Т.И.,

в здании суда в р.п.Башмаково Пензенской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

                                      ФИО1 к администрации

                                      р.п.Башмаково о признании права собственности на жилое

                                      помещение, -

у с т а н о в и л :

        Коростелев А.В. обратился в Башмаковский райсуд Пензенской области с иском к администрации р.п.Башмаково о признании права собственности на жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.

        В судебном заседании истец Коростелев А.В. поддержал исковые требования, и пояснил следующее: Примерно вначале ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что ФИО4 продает указанную квартиру, пришел к нему, осмотрел, цена продажи была заявлена в <данные изъяты> рублей. В ДД.ММ.ГГГГ встретился с продавцом и его сыном, они сказали, что снижают цену на <данные изъяты> с условием, что он берет на себя все хлопоты с оформлением, он согласился. Куплю-продажу сразу оформить было нельзя, так как у него были только договор приватизации и техпаспорт ДД.ММ.ГГГГ, на землю документов совсем не было. Он продавцу передал <данные изъяты> рублей с книжки, а тот их положил на свою, получил расписку о получении их как задатка. ФИО4 также выдал нотариальную доверенность на его жену для оформления квартиры. В начале ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 вывез все свои ценные вещи к детям в <адрес>, передал ему ключи, прописал его в квартире. В это время дочь ФИО4 из <адрес> уговорила их с женой отдать до полного оформления сделки, оставшиеся <данные изъяты> рублей для того, чтобы им купить отцу новое жилье в <адрес>, они согласились. ДД.ММ.ГГГГ он в банке отдал ФИО4 оставшиеся <данные изъяты> рублей, тот написал новую расписку о получении за квартиру <данные изъяты>, а первую расписку порвали. В тот же день ФИО4 снял с книжки <данные изъяты> рублей, а вечером его должен был забрать сын в <адрес>. Они с женой успели зарегистрировать по доверенности право собственности ФИО4 на квартиру в регпалате, а на землю не успели, так как в конце <данные изъяты> ФИО4 умер, доверенность стала недействительной. Он разговаривал с детьми ФИО4, они сказали, что квартиру считают его собственностью, в наследство вступать не будут. В квартиру он вселился в ДД.ММ.ГГГГ и до сих пор живет там, дети продавца в ней не были со дня смерти до настоящего времени.

      Ответчик - администрация р.п.Башмаково, в судебное заседание представителя не направил и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

      Привлеченные к участию по делу в качестве третьих лиц - нотариус округа «Башмаковский район» Марсанова Л.В. и УФРС РФ по Пензенской области, своих представителей в суд не направили, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение вынести по усмотрению суда.

       Привлеченные к участию по делу в качестве третьих лиц - Бугай Н.В., Волчихина С.В. и Уточкин С.В., являющиеся детьми умершего Уточкина В.А., уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыли, письменно просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, и указали, что с иском Коростелева А.В. согласны, к нему претензий не имеют.           

          Заслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска Коростелева.

          Судом установлено следующее: ДД.ММ.ГГГГ собственник <адрес> в <адрес> ФИО4, приобретший ее в ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации, продал квартиру за <данные изъяты> рублей истцу Коростелеву, что они оформили распиской, передал квартиру новому владельцу, зарегистрировал его в ней, а последний ее принял, и проживает в ней до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО4 умер, не успев в регистрационной службе оформить переход права собственности к Коростелеву, и в связи с его смертью в настоящее время этого сделать невозможно. На момент смерти ФИО4, формально, по документам, спорная квартира являлась его собственностью. Наследники первой очереди - дети наследодателя Бугай, Волчихина и Уточкин С.В. наследство в виде этой квартиры не принимали ни обращением к нотариусу в течение 6 месяцев, ни фактическими действиями, свидетельствующими о принятии наследства. В настоящее время по указанным причинам, формально, спорная квартира является бесхозным имуществом, зарегистрированным за умершим гражданином, Коростелев не имеет возможности оформить права на нее, и это недвижимое имущество находится под угрозой обращения его как бесхозного в муниципальную собственность муниципального образования р.п.Башмаково.

        Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

        Из содержания копии договора на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 приобрел один в собственность спорную квартиру, договор был зарегистрирован в местной администрации ДД.ММ.ГГГГ.

        Согласно копии свидетельства о госрегистрации права, указанная квартира, именуемая как часть жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. была ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована за ФИО4.

         Согласно копии свидетельства о смерти, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

         Из содержания исследованного в суде подлинного техпаспорта на квартиру, составленного в ДД.ММ.ГГГГ, и находящегося у истца по делу, она имела площадь <данные изъяты> кв.м., но из его содержания видно, что при подсчете ее размеров, неправильно определена площадь кухни в <данные изъяты> кв.м., в то время как она составляет <данные изъяты> кв.м..

         В новом техпаспорте от ДД.ММ.ГГГГ указана другая площадь квартиры - <данные изъяты> кв.м., при этом площадь кухни определена правильно. С учетом наличия вышеуказанной ошибки, суд считает, что площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м..

         Из содержания копии домовой книги на квартиру, следует, что Коростелев в нее был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

         Из содержания подлинной расписки ФИО4, выданной ДД.ММ.ГГГГ следует, что он получил от истца по делу <данные изъяты> тысяч рублей за квартиру, и расчет за нее был произведен полностью.

         Сведениями в справке о состоянии лицевого счета, представленных из <данные изъяты> подтверждается, что на сберкнижку ФИО4 зачислялись наличные деньги в сумме <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГГГ, и <данные изъяты> рублей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ им было получено со счета <данные изъяты> наличных рублей, остаток денег на счету в настоящее время <данные изъяты>, счет не закрыт.

        Сведениями в справках о состоянии лицевых счетов истца подтверждается, что он снимал со своих счетов указанные суммы в то же время.

         Из содержания сообщения нотариуса <данные изъяты> следует, что к ней никто из наследников ФИО4 за оформлением наследства на себя, или с отказом от наследства - не обращался, завещание на спорную квартиру отсутствует.

         Допрошенная в качестве свидетеля жена истца - ФИО9 дала показания аналогичные объяснениям истца.

          Свидетель ФИО10, проживающей по <адрес> показал: ФИО4 покинул свою квартиру в прошлом году, до этого говорил, что продает ее. Перед окончательным уездом к детям они с ним выпили, и он сказал, что уезжает совсем, но ему не хочется уезжать.

          Свидетель ФИО11 показал: Покойный ФИО4 был двоюродным братом его матери. Похоронили его на родине в <адрес> в <адрес>, он был на похоронах. Незадолго до смерти его дети увезли к себе, где в 30 км. от <адрес> купили ему дом. Ему покойный говорил, что Коростелев покупает у него квартиру. Вначале он просил за квартиру много - <данные изъяты> тысяч рублей, но потом сын ему сказал уступать, быстрей продавать. Жена ФИО4 умерла ранее его, родители также, детей у него трое.

        Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.

        Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено договором или законом, в случае, если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

        В соответствии со ст.ст.551,558 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

        Согласно Определения Конституционного суда РФ №132-О от 05.07.2001 года государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которого является недвижимое имущество - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и поэтому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.

         При таких обстоятельствах, установленных судом, и на основании вышеуказанного законодательства суд приходит к выводу, что истец Коростелев в настоящее время имеет право собственности на все жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и его право собственности должно быть признано государством путем признания права собственности, так как отсутствие регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности не может служить основанием для лишения истца по делу права собственности на имущество, перешедшее к нему по возмездному договору купли-продажи.         

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

          Признать право собственности на жилую квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.(по внутреннему обмеру), расположенную по адресу: <адрес> за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

          На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

          Председательствующий судья:                                    Е.А.Филимонова.