Решение о признании недейсьвующим решения Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от 08.02.2010 № 69-14/5



                                                                                                          Дело №2-91 (2011 год).

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         ДД.ММ.ГГГГ

         Башмаковский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи В.В.Агапова,

при секретаре Борониной Л.А. в здании суда в р.п. Башмаково Пензенской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора

                    Башмаковского района об оспаривании нормативно-правового акта органа местного

                    самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района, -

у с т а н о в и л :           

        Прокурор Башмаковского района обратился в районный суд с заявлением, и на основании ст.ст.45, 245,251-253 ГПК РФ, ч.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» просит: 1. Признать недействующим решение Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета» в связи с противоречиями нормам федерального законодательства, отсутствием правовой определенности норм с момента вступления решения суда в законную силу, 2. обязать Комитет местного самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района Пензенской области опубликовать решение суда в информационном бюллетене Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района «Сельские ведомости».

           В судебном заседании заместитель прокурора района Карпинова А.М. поддержала заявленные требования, и просила их удовлетворить по основаниям, указанном в заявлении.

            Орган местного самоуправления- Комитет местного самоуправления Кирилловского сельсовета, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в лице главы сельсовета Саватеева В.П., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что с заявленными требования прокурора согласен.

       Заслушав объяснения явившегося прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, и необходимости удовлетворения его заявления, по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом местного самоуправления Кирилловского сельсовета было принято решение «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета».

Указанное решение было опубликовано в информационном бюллетене Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета «Сельские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ ().

В соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ( Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Соответствующий Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в Пензенской области утвержден Постановлением Правительства Пензенской обл. от 19.10.2009 N 804-пП "Об утверждении Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в Пензенской области".

В соответствии с указанным Порядком к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности относятся: вокзалы, аэропорты, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения, а также детские, образовательные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, парки культуры и отдыха, пляжи, железнодорожные платформы.

Размеры прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно для данной территории.

Границы прилегающих территорий устанавливаются исходя из:

- обеспечения доступности торговых точек и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории, подведомственной органам местного самоуправления, в указанной продукции;

- возрастных категорий контингента и иных специфических особенностей объектов, от которых исчисляются границы прилегающих территорий;

- уровня повышенной опасности объекта для населения соответствующего муниципального образования;

- возможности влияния розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на безопасное функционирование конкретного объекта.

Прилегающие территории устанавливаются по радиусу, определяемому как кратчайшее расстояние между точками отсчета прилегающих территорий.

Точками отсчета прилегающих территорий являются:

- границы земельных участков (ограждение) мест массового скопления граждан и (или) мест нахождения источников повышенной опасности - при наличии земельного участка (ограждения);

- периметр здания (сооружения), в котором расположено место массового скопления граждан и (или) место нахождения источников повышенной опасности - при отсутствии земельного участка (ограждения);

- наружная входная дверь для предприятий торговли и общественного питания.

Минимальный размер прилегающих территорий не может быть меньше 30 метров.

Муниципальный правовой акт об определении территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, доводится органом местного самоуправления муниципального образования до сведения юридических лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на его территории. Копия Муниципального правового акта направляется в Министерство сельского хозяйства Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия Муниципального правового акта.

В Муниципальном правовом акте указываются наименование и место расположения каждого объекта, в котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, и границы территории, прилегающей к соответствующему объекту.

В нарушение указанных требований закона вышеуказанным решением Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета объекты, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, и их место расположения, установленные п.1.1 Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в Пензенской области утвержденного Постановлением Правительства Пензенской обл. от 19.10.2009 N 804-пП "Об утверждении Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в Пензенской области", не определены.

Также вышеуказанным решением Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета не определены границы территории, прилегающие к объектам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, а также точки отсчета прилегающих территорий.

Кроме того, отсутствие в решении Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета сведений о конкретных объектах (наименование и место расположения) может повлечь за собой произвольное включение объекта в число тех, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу основных мер по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения закреплены Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

В целях реализации указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации» от 26.02.2010 №96 утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Согласно п. 3 Методики одним из коррупциогенных факторов является широта дескреционных полномочий- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (п. «а» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).

Таким образом,решение Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета» в действующей редакции допускает произвольное определение точки отсчета для определения прилегающей территории, что способствует возможности неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, коррупционным проявлениям, а значит - к нарушению принципов равенства всех перед законом.

С учетом указанных нарушений закона, наличия коррупциогенных факторов в нем решение Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета» в целом не может быть признано соответствующим требованиям законодательства, предъявляемым к нормативно-правовым актам.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Башмаковского района на незаконное решение Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета» был принесен протест.

Однако, до настоящего времени требования прокурора района не удовлетворены, изменения в решение не внесены.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (п. 25 Постановления Пленума).

      Заявление предъявлено прокурором в пределах полномочий, установленных в ст.45 ГПК РФ.

      Прокурор был освобожден от уплаты госпошлины за подачу заявления, поэтому она подлежит взысканию с органа, действия которого обжалуются, в доход федерального бюджета в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ее размер суд определяет в сумме 200 рублей как за подачу иска неимущественного характера, и по причине того, что иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, среди которых могут быть и физические лица.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :     

        Заявление прокурора Башмаковского района удовлетворить.

        Признать недействующим решение Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Кирилловского сельсовета» в связи с противоречиями нормам федерального законодательства, отсутствием правовой определенности норм с момента вступления решения суда в законную силу.

       Обязать Комитет местного самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района Пензенской области опубликовать решение суда в информационном бюллетене Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района «Сельские ведомости».

      Взыскать с Комитета местного самоуправления Кирилловского сельсовета Башмаковского района в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

        На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено представление прокурора в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Председательствующий судья:                                                        В.В. Агапов