Дело 2-695(2010 год). Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Башмаковский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи В.В.Агапова, при секретаре Борониной Л.А. в здании суда в р.п.Башмаково Пензенской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силкиной Анны Ивановны к администрации р.п.Башмаково Башмаковского района Пензенской области о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, - у с т а н о в и л : Силкина А.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Башмаковский районный суд Пензенской области с иском к администрации р.п.Башмаково Башмаковского района Пензенской области, и просила суд обязать в судебном порядке поселковую администрацию поставить ее на очередь для получения жилья как вдовы. Исковое заявление подписано представителем истца по доверенности - Мариной А.М.(дочерью истца). В качестве фактических и правовых оснований иска в заявлении указала: ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление ответчику о постановке на очередь получения жилья, так как она вдова участника ВОВ и ее должны поставить на очередь. Но до ДД.ММ.ГГГГ ей было неизвестно, что ее не поставили на очередь. Ей объяснили, что она живет у дочери, а у нее благоустроенная квартира, и она может жить с ней. Ей хотелось бы иметь свое жилье. Ссылается на ФЗ «О ветеранах». В судебном заседании представитель истца Марина уточнила предмет и основание иска, указав, что в заявлении она описалась, к ответчику истец обращалась с заявлением о постановке на учет не в ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ, истец просит поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для улучшения жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах», и мать имеет намерение получив от государства денежную сумму, купить себе сама квартиру в <адрес>, где жить с другой дочерью. Истец Силкина А.И., извещенная о месте и времени разбирательства дела, в суд не явилась, через своего представителя Марину А.М. просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель истца Марина А.М., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, и пояснила: В ДД.ММ.ГГГГ она от имени матери писала заявление о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ей было отказано, и она с этим не согласна. Силкина А.И. ее родная мать, отец и мать были в браке, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, был участником и инвалидом ВОВ. Мать в брак вновь не вступала. У матери нет своего жилья, ее дом на <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ сгорел. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время мать живет с ней в квартире по <адрес>. Квартира принадлежит ей, Мариной, на праве собственности, право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, другого жилья у нее нет. Квартиру покупала у своего сына, который ей купил в свою очередь в ДД.ММ.ГГГГ. Эту квартиру ей и двум сыновьям давали по ордеру в ДД.ММ.ГГГГ. Один сын ушел из квартиры и выписался из нее примерно в ДД.ММ.ГГГГ, другой сын примерно в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала мать в этой квартире. Сама она с ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрации по месту жительства из этой квартиры, хотя фактически там проживала и проживает. С этого времени там она, Марина, зарегистрирована по месту пребывания для того, чтобы матери, как льготнику, полностью, а не <данные изъяты>, компенсировали затраты на коммунальные услуги. С ДД.ММ.ГГГГ ее и ее матери место жительства - <адрес>. Площадь квартиры по документам <данные изъяты> кв.м., а по факту <данные изъяты> кв.м., что получилось из-за ошибки при измерениях. Ее сыновья имеют свое жилье. Сын ФИО8 имеет в собственности квартиру на <адрес> в <адрес>, в ней зарегистрирован, и там живет с женой и ребенком, работает неофициально по отделке жилья. Сын ФИО9 разведен, имеет в собственности дом на <адрес> в <адрес>, где и зарегистрирован, но фактически последние годы живет в <адрес> с сожительницей на разных съемных квартирах, ранее работал там же как и сын Андрей, а сейчас устроился работать в одну из коммунальных организации <адрес>. Сыновья одни, и с женами и внуками приезжают к ней в гости. Так, сын ФИО8 в прошлом году гостил у нее суммарно <данные изъяты>. Сын ФИО9 в прошлом году суммарно гостил <данные изъяты>. Такие же примерно сроки они гостили и в прошлые годы. Мать член ее семьи, а не член ее собственности Считает, что квартира отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. После ознакомления судом представителя истца с положениями законодательства, в которых перечислены основания для постановки на учет, представитель истца заявила, что мать не является членом ее семьи, ее семья - это ее дети, поэтому полагает, что мать имеет право на улучшение жилищных условий, так как не является членом семьи собственника квартиры. Представитель ответчика администрации р.п.Башмаково -Зубакова И.А.., действующая по доверенности, иск не признала, и пояснила следующее: Истец проживает в квартире своей дочери, является членом семьи собственника. В <адрес> представительным органом установлена учетная норма площади жилого помещения в <данные изъяты> кв.м. на одного человека. Истец проживает вдвоем с дочерью в квартире площадью <данные изъяты> кв.м., на каждого из них приходится более учетной нормы, поэтому истец не может быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление от истца приносила ее дочь с приложением необходимых документов. Квартира, где живет истец - обследовалась, была признана благоустроенной, дом многоквартирный, в нем недавно производился ремонт общего имущества дома за счет средств федерального бюджета. Привлеченный к участию по делу в качестве третьего лица - Департамент градостроительства Пензенской области, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в заседание представителя не направил, об отложении дела не просил, возражений против иска не представил. Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, произведя осмотр жилого помещения, занимаемого истцом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. В соответствии с ч.1 Указа Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст.21 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. В соответствии со ст.23.2 того же ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участникам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: 1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны: члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. В соответствии со ст.2 того же ЗПО, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. К заявлению прилагаются: 1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона; 2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя; 3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги либо копия финансового лицевого счета; 4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения); 5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя); 6) документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности. Документы (справки) представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копия документа (справки) после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю. Согласно ст.3 того же ЗПО, жилые помещения гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона(членам семьи умерших ветеранов ВОВ), предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области. Аналогичная норма содержатся и в ст.51 ЖК РФ. Согласно ст.52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По данному делу установлено, и не оспаривалось ответчиком, что истец Силкина А.И. является вдовой участника ВОВ, то есть членом семьи умершего ветерана, инвалида ВОВ, является матерью Мариной А.М., и это подтверждается объяснениями представителей сторон, сведениями в свидетельствах о рождении Силкиной А.М. и о расторжении брака между ФИО3, в копии пенсионного удостоверения истца, в копии свидетельства о заключении брака между истцом и ветераном ВОВ ФИО6. Также по делу установлено, и не оспаривается ответчиком, что истец обращалась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и приложила к нему все необходимые документы.. Как усматривается из имеющейся в деле копии извещения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, истец была извещена, что в соответствии с решением жилищной комиссии ей отказано в постановке на учет в получении жилья, так как она проживает в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., является членом семьи собственника квартиры по адресу: <адрес>, квартира пригодна для проживания, учетная норма на одного человека составляет <данные изъяты> кв.м.. Истец проживает в помещении, отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, это установлено при разбирательстве данного дела, это утверждала сама представитель истца по делу, и в связи с этим истец не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по этому основанию. Как усматривается из техпаспорта на квартиру, квартира находится в доме ДД.ММ.ГГГГ постройки, наружные стены, перегородки - кирпичные, перекрытия - из ж/б плит, в квартире имеется водоснабжение, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение, ванна, балкон. При осмотре квартиры судом было установлено, что она благоустроена, имеет хорошее состояние, отделана современными материалами, имеет современные и качественные двери, в ней имеется ванна, туалет, горячее водоснабжение от газонагревательной колонки, имеется индивидуальное водяное отопление, водоснабжение холодной водой, электроснабжение, окна и балкон застеклены пластиковыми окнами, в квартире сухо и тепло, следов плесени не имеется, находится на втором этаже двухэтажного трехподъездного многоквартирного дома, расположенного в западной части р.п.Башмаково примерно в 250 м. от территории ЦРБ. Дом претерпел капитальный ремонт общего имущества, в подъезде покрашено, побелено, крыша скатная, покрыта новым железом, входная дверь в подъезд металлическая, окно в подъезде пластиковое. Также не имеется оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию наличия заболеваний у проживающих в ней лиц. В квартире проживает одна семья, представитель истца пояснила, что она и мать не имеют заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства №378 от 16 июня 2006 года. Действительно, истец по делу не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений. Однако, как установлено по данному делу, она является членом семьи собственника жилого помещения, и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления муниципального образования р.п.Башмаково, в квартире фактически проживает по договору о безвозмездном пользовании, поэтому не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. По данному делу установлено, что истец проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ее дочери Мариной А.М. на праве собственности, с ДД.ММ.ГГГГ, вдвоем с дочерью, которая разведена, ее дети имеют свое жилье и в нем проживают, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.. На территории муниципального образования <адрес> решением представительного органа местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях -в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Истец и ее представитель не представили доказательств того, что площадь квартиры фактически составляет <данные изъяты> кв.м., о чем указала представитель Марина, от проведения экспертизы для подтверждения этих доводов представитель истца отказалась, поэтому суд считает доказанным по делу, что площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., так как это установлено сведениями в техпаспорте на нее, в договоре купли-продажи квартиры и свидетельстве о госрегистрации права собственности. Кроме того, это обстоятельство не может оказать влияния на принимаемое судом решение, так как и при площади в <данные изъяты> кв.м., на каждого проживающего в квартире лица будет приходиться более <данные изъяты> кв.м. общей площади. Из объяснений представителя истца, сведений в выписке из домовой книги и копий паспорта Мариной А.М., Силкиной А.И., в копии свидетельства о регистрации по месту пребывания Мариной следует, что в квартире проживают только истец и ее дочь -представитель истца по делу. Тот факт, что представитель истца с ДД.ММ.ГГГГ в этой квартире зарегистрирована по месту пребывания, и не имеет регистрации по месту жительства, не говорит о том, что она там не проживает, что она и подтвердила суду в своих объяснениях, указав, что другого жилья она не имеет, и с ДД.ММ.ГГГГ нигде кроме этой квартиры не проживала. Сыновья Мариной А.М. не зарегистрированы ни по месту жительства, ни по месту пребывания в квартире по <адрес>, они имеют свое жилье, поэтому их нельзя признать проживающими в этой квартире. Факт того, что сыновья иногда гостят у матери, не делает их лицами, проживающими в этой квартире. Сама представитель истца указала, что сыновья суммарно за календарный год гостят у нее около <данные изъяты>, поэтому согласно ст.20 ГК РФ, эту квартиру нельзя признать их местом жительства, так как таковое определяется как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В связи с изложенным, на истца и собственника Марину А.М., приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения, что значительно превышает учетную норму. Истец, как мать собственника, является членом семьи собственника квартиры, так как это установлено нормами ч.1 ст.31 ЖК РФ, согласно которой, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители данного собственника. Таким образом, на основании установленным судом фактических обстоятельств спора, и в соответствии с вышеприведенным законодательством, исковые требования истца Силкиной о понуждении администрации р.п.Башмаково Пензенской области к ее принятию на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения меры социальной поддержки, предусмотренной в п.4 ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», являются необоснованными, и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Силкиной Анны Ивановны о понуждении администрации р.п.Башмаково Пензенской области к принятию Силкиной Анны Ивановны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий- отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья: В.В.Агапов