Решение по иску о признании права на улучшении жилищных условий



                                                                                                                                                                                               

                                                                                               Дело 2 - 9 /2011.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                         р.п. Башмаково.

         Башмаковский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Е.А.Филимоновой,

при секретаре Кобзевой Т.И.,

в здании суда в р.п.Башмаково Пензенской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

                   Вандышева Василия Прокофьевича к администрации Соломинского сельсовета

                   Башмаковского района Пензенской области о признании права на улучшение

                   жилищных условий, -

                                            

                                      у с т а н о в и л :          

         

Вандышев В.П. обратился в Башмаковский районный суд Пензенской области с иском к администрации Соломинского сельсовета Башмаковского района Пензенской области о признании права на улучшение жилищных условий. Требования мотивированы тем, что администрацией Соломинского сельсовета ему отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска Вандышев В.П. в исковом заявлении указал, что имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, постройки ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом, который он занимает имеет перекосы, выпучивание цоколя, трещины в цоколе, трещины, сколы и выпадение камней в надземной части столбов, стены и перегородки в доме построенные из брёвен, имеют трещины, частично поражены гнилью, зимой из-за нарушения целостности брёвен стены промерзают и продуваются, крыша протекает во многих местах, так как проржавела, имеет сквозные пробоины, искривление и нарушение креплений, полы в доме разного уровня, так как местами прогнили и осели, оконные проёмы покоробились, частично повреждены, отсутствуют части стёкол и отливов, в доме отсутствует водопровод и канализация, в связи с чем он обратился с заявлением в Соломинскую сельскую администрацию о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в чём ему было отказано со ссылкой на пригодность его части жилого дома для проживания и обеспеченности его общей и жилой площадью, превышающей учётную норму, составляющую 10 кв.м. на человека.

Истец Вандышев В.П. с решением администрации Соломинского сельсовета Башмаковского района не согласен и считает, что данным отказом были нарушены его права на улучшение жилищных условий, так как жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в котором он проживает, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям. По мнению истца, отказывая ему, как участнику Великой Отечественной войны и инвалиду <данные изъяты> группы, в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, администрация Соломинского сельсовета Башмаковского района лишает его права на получение таких мер социальной поддержки, как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

            Истец Вандышев В.П. просит суд признать отказ администрации Соломинского сельсовета Башмаковского района Пензенской области в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика принять его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

             Истец Вандышев В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, извещенный о месте и времени разбирательства дела, в суд не явился, через своего представителя Быкову Т.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

        Представитель истца Быкова Т.А.., действующая по доверенности, исковые требования поддержала

Истец обращался к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий, но ДД.ММ.ГГГГ ему в постановке на учет как нуждающемуся, было отказано без законных оснований. Истец намерен воспользоваться льготами на получение жилья по Указу Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» как участник и Великой Отечественной войны и инвалид 1 группы.

        Представитель ответчика - Глава администрации Воробьёв С.И. в данном заседании иск признал, и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ Вандышев В.П.. действительно обращался в администрацию Соломинского сельсовета с заявлением о постановке его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, после чего его жилое помещение было обследовано специально созданной комиссией, которая пришла к выводу, что жилое помещение заявителя является пригодным для проживания. На основании этого заключения Вандышеву С.И. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Выводы эксперта, проводившего судебную строительно-техническую экспертизу по делу, он не оспаривает.

         Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Вандышева В.П., по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 Указа Президента РФ №714 от 7 мая 2008 года постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно п.п. «ж» п.п.1 п.1 ст.2 того же ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

В соответствии со ст.23.2 того же ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участникам ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года « Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области:

1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны:

-участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии со ст.2 того же ЗПО, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (участники ВОВ):

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. Порядок формирования и ведения списков граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется Правительством Пензенской области. Постановка указанных граждан на учет, а также снятие с учета осуществляются в сроки и в порядке, определенные Жилищным кодексом Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится и в ст.51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По данному делу установлено и ответчиком не оспаривается, что истец Вандышев В.П. является ветераном Великой Отечественной Войны, так как принимал участие в боевых действиях.

         Ответчик не оспаривает, что истец обращался к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с приложением к нему всех требуемых документов, и ему было отказано в этом, что истец не имеет другого жилого помещения, кроме жилого дома по адресу: <адрес>, в котором он и проживает в настоящее время.

       Необходимости признания ветерана ВОВ Вандышева В.П. малоимущим при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - не имеется, это подтверждается положениями ст.49 ЖК РФ и разъяснением Министерства регионального развития РФ, изложенным в письме от 18 января 2010 года №809-СК/07.

        Согласно справке, выданной ФИО8 Вандышев В.П. владеет целым жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.).

Согласно техническому паспорту, принадлежащий Вандышеву В.П. жилой дом построен в ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, в том числе жилая <данные изъяты> (л.д. ).

            Признание жилого помещения истца Вандышева В.П. помещением, не отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений, дает ему право на меру социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» путем представления жилого помещения на условиях социального найма или путем представления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии со ст.3 Закона Пензенской области №1870-ЗПО от 27 февраля 2010 года.

Критерии, по которым жилое помещение следует считать отвечающим установленным для жилых помещений требованиям и критерии непригодности жилых помещений для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года (с последующими изменениями).

В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, обследования помещения жилищно-бытовой комиссии жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, находится в удовлетворительном состоянии, крыша покрыта оцинкованным железом, стены - деревянный сруб, облицован деревянной доской и частично железом, несущие балки перекрытия находятся в состоянии, пригодным для дальнейшей эксплуатации. Канализация и центральный водопровод <адрес> не предусмотрен. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследования отсутствует. Жилой дом признан пригодным для дальнейшей эксплуатации и проживания (л.д.).

Однако судом по ходатайству представителя истца Быковой Т.А. по делу проводилась судебная строительно-техническая экспертиза. Из заключения эксперта ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что «ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, находящегося по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п.10 раздела 2 и п.33,34 раздела 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 и позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

Отсутствие теплоизоляции перекрытия над подпольем в исследуемом жилом доме, обеспечивающей в холодный период года температуру отапливаемых помещений жилого дома не менее +18 градусов по Цельсию, не соответствует требованиям п.15 раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Высота жилых комнат и кухни, составляющая 2,10 м. не соответствует требованиям п.22 раздела 2 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Оснований не доверять выводам эксперта ФИО6, их достоверности, у суда не имеется, и ответчиком таких оснований суду не указано, поэтому суд берет данное заключение за основу как достоверное доказательство. Оно дано экспертом после предупреждения его об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, экспертом работающим в экспертном учреждении, имеющим высшее образование, квалификацию инженера-строителя и эксперта-строителя, удостоверение о повышении квалификации по экспертной специальности, выданное ГУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ», имеющим стаж работы по экспертной специальности с 2004 года. Заключение эксперта мотивировано, дано после экспертного осмотра жилого помещения, с использованием литературных и нормативных источников, со ссылкой на них, с приведением расчетов.

При таких обстоятельствах, представленные ответчиком доказательства о пригодности жилого помещения для проживания, суд считает недостоверным доказательством.

Суду не представлено доказательств наличия у истца Вандышева В.П. другого жилого помещения, кроме непригодного для проживания, а также доказательств того, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по такому договору, либо членом семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, на основании установленных судом фактических обстоятельств спора и в соответствии с вышеприведенным законодательством, жилое помещение Вандышева В.П. являющегося участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 группы, в котором он проживает, не отвечает предъявляемым для жилых помещений требованиям, является непригодным для проживания, что установлено в судебном заседании, иного жилого помещения он не имеет, поэтому действия ответчика, выразившиеся в отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по его заявлению, являются незаконными, и ответчик должен быть понужден к исполнению имеющейся у него обязанности путем постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что необходимо истцу для реализации его права на социальную поддержку со стороны государства, установленную в ст.21 Федерального закона «О ветеранах».        

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

       

       Исковые требования Вандышева Василия Прокофьевича - удовлетворить.

       Признать незаконным решение администрации Соломинского сельсовета Башмаковского района Пензенской области об отказе Вандышеву Василию Прокофьевичу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     Признать Вандышева Василия Прокофьевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Соломинского сельсовета Башмаковского района Пензенской области поставить участника Великой Отечественной войны и инвалида <данные изъяты> группы Вандышева Василия Прокофьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жителя <адрес> на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

    Председательствующий судья:                                                                    Е.А.Филимонова.