Обязанность защищать интересы инвалидов



Дело №2-269/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кызыл – Мажалык 23 августа 2011 года

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сарыглар С.С., при секретаре Сарыглар В.С.,

с участием помощника прокурора Барун-Хемчикского района Кужугет Р.Г.,

представителя ответчика – администрации с. <адрес> Кан-оола А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва об обязании главы администрации с.<адрес> Барун-Хемчикского района в трехмесячный срок оборудовать вход в здание администрации с. <адрес> Барун-Хемчикского кожууна пандусами и парапетами,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Барун-Хемчикского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов Российской Федерации, к главе администрации с. <адрес> Барун-Хемчикского кожууна об обязании в трехмесячный срок оборудовать вход в здание администрации с. <адрес> Барун-Хемчикского кожууна пандусами и парапетами, указывая в обоснование, что конституцией Российской Федерации закреплены гарантии каждому на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39). Проведенной проверкой здания администрации с.<адрес> Барун-Хемчикского кожууна, расположенного по адресу: Республика Тыва, Барун-Хемчикский кожуун, с.<адрес> ул. <адрес>, д. <адрес>, собственником которого является субъект Российской Федерации – Республика Тыва, установлено, что требования федерального законодательства, в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла – коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не созданы, что подтверждается справкой выданной архитектором кожууна и объяснением главы администрации <адрес> Кан-оола А.О. на предмет создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно справке отсутствуют пандусы и парапеты при входе в здание администрации <адрес>, что исключает возможность инвалида, использующего для передвижения кресло-коляску самостоятельно, без посторонней помощи обратиться в администрацию <адрес>, что, безусловно, нарушает его права, напрямую гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В связи с чем, просит обязать главу администрации <адрес> в трехмесячный срок оборудовать вход в здание администрации <адрес> Барун-Хемчикского кожууна пандусами и парапетами.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кужугет Р.Г. поддержал исковые требования прокурора, пояснив, что в соответствии с Федеральным законом ответчик обязан обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание, и просил суд удовлетворить иск.

Представитель ответчика Кан-оол А.О. полностью признал исковые требования, и пояснив, что они частично устранили нарушения, но из-за отсутствия материалов не могут доделать, обязался в указанный срок устранить выявленные нарушения.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Иск подан прокурором правомерно, поскольку он выступает в интересах защиты прав инвалидов, спор вытекает из социальных правоотношений.

Из справки выданной архитектором Барун-Хемчикского кожууна Монгуш М.К. следует, что в здании администрации сумона <адрес> не сделаны и не установлены пандусы и парапеты, возможность установки пандусов имеется.

Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) и т.д.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Указанные нормы закона прямо предусматривают обязанность не только органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и организации независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в число которых входит здание администрации сельского поселения, сумона <адрес>

В соответствии с п.4 статьи 15 вышеуказанного закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиком вышеуказанных требований закона влечет нарушение гарантированных конституцией РФ и государством прав инвалидов на получение ими равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, ограничивает их жизнедеятельность.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования истца.

В судебном заседании глава сельского поселения сумона <адрес> Кан-оол А.О. признает иск прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Поскольку, признание ответчиком исковых требований прокурора не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, соответствует интересам инвалидов колясочников, то суд принимает признание ответчиком иска в полном объеме.

В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме и обязанность по оборудованию входа в здание администрации <адрес> Барун-Хемчикского кожууна пандусами и парапетами, должна быть возложена на ответчика.

Согласно п.п. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п. п.1 ст.333.20 НК РФ, в случае освобождения истца от уплаты государственной пошлины, последняя уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу федерального бюджета в связи с подачей искового заявления неимущественного характера в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Барун-Хемчикского района удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона <адрес> Барун-Хемчикского района Кан-оол А.О. оборудовать в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу вход в административное здание сельского поселения сумона <адрес> Барун-Хемчикского района расположенного по адресу: с. <адрес> Барун-Хемчикского района Республики Тыва, ул. <адрес>, пандусами и парапетами.

Взыскать с администрации сельского поселения сумона <адрес> Барун-Хемчикского района расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня оглашения.

Председательствующий С.С. Сарыглар