Гражданское дело № 2-258/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 05 сентября 2011 года с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сарыглар С.С., при секретаре Хертек О.С., с участием истца - представителя прокуратуры Барун-Хемчикского района Республики Тыва действующего на основании доверенности Кужугет Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона В Барун-Хемчикского района об обязании разработки программы по обеспечению пожарной безопасности и установлении средств звуковой сигнализации и пожарного пирса, УСТАНОВИЛ: Прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации с. В о возложении обязанности разработать программу по обеспечению пожарной безопасности, установить противопожарные устройства на территории сумона. В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения законодательства в части противопожарной безопасности за период с 2010 по 1 квартал 2011 года установлено, что администрацией с. В не разработана программа по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, отсутствует нормативный документ об осуществлении финансового, материально-технического обеспечения деятельности добровольных пожарных дружин в организациях различных форм собственности в населенном пункте, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и пожарный пирс для забора воды пожарными автомашинами из естественных водоисточников рек А и Б. В результате непринятия указанных мер противопожарной безопасности становиться под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения с. В. Просит обязать администрацию с. В устранить нарушения, предусмотренные п. 8 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» путем выполнения мероприятий: разработать программу по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, установить пожарный пирс для забора воды пожарными автомашинами из естественных водоисточников рек А и Б. В судебном заседании представитель истца Кужугет Р.Г. исковые требования поддержал полностью, и просил удовлетворить по указанным в нем основаниям. Ответчик, представители сельского поселения сумона В в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении не представили, не просили дело рассмотреть в их отсутствие, поэтому суд признает их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Приказом Министерства ГО и ЧС о ликвидации последствий стихийных бедствий РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) от 18.06.2003 года установлено, что противопожарные системы противопожарного водоснабжения должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. В соответствии с п. 23 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 68-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Из материалов дела усматривается, что во исполнение требований Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой Барун-Хемчикского района осуществляется надзор за исполнением законов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Из информации УНД ГУ МЧС России по РТ о противопожарном состоянии населенных пунктов Барун-Хемчикского района Республики Тыва следует, что с. В не предусмотрено организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, нет целевой программы по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, не принят нормативный документ об осуществлении финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольных пожарных дружин в организациях различных форм собственности и в населенном пункте, обеспечение их необходимыми средствами и условиями, а также порядок взаимодействия с подразделениями государственной противопожарной службы, не обеспечено пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, нет пожарного пирса для забора воды пожарными автомобилями в естественных водоисточниках реки В и В Согласно представлению об устранении нарушений Федерального законодательства следует, что главе администрации сельского поселения сумона В Барун-Хемчикского района предложено в месячный срок принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства в результате проверки с. В на исполнение законодательства о лесопользовании и пожарной безопасности за период с 2010 – 1 квартал 2011 года. Нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации с. В явилось основанием для прокурорского реагирования в интересах неопределенного круга лиц и обращения с исковым заявлением в суд. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно. Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения ответственность за нарушение указанных требований может быть возложена на органы местного самоуправления сельского поселения, призванные создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации сельского поселения В меры, из материалов дела не усматривается. Ответчик не представил в суд доказательств, того, что у них имеются финансовые затруднения. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода, к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности. То обстоятельство, что бездействие администрации сумона В и невыполнение требований законодательства о лесопользовании, в том числе противопожарной безопасности создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих людей на территории муниципального образования, сомнений не вызывает. Суду не представлены какие-либо доказательства подтверждающие, что администрацией с. В устранены указанные нарушения. Таким образом, поскольку, доводы, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона В Барун-Хемчикского района об обязании разработки программы по обеспечению пожарной безопасности и установлении средств звуковой сигнализации и пожарного пирса, удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения сумона В Барун-Хемчикского района в трехмесячный срок: - разработать программу по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года; - принять меры по установлению средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и по установлению пожарного пирса для забора воды пожарными автомобилями из естественных водоисточников рек Барлык и Хемчик. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено 12 сентября 2011 года (10-11 сентября 2011 года выходные дни). Председательствующий Сарыглар С.С.