о признании незаконным бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения по неприятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям



Дело № 2-277/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кызыл - Мажалык 08 сентября 2011 года

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сарыглар С.С., при секретаре Сарыглар В.С.,

с участием представителя истца, помощника прокурора Барун-Хемчикского района Кужугет Р.Г., представителя ответчика – директора Школы с. К Республики Тыва Ондар В.С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Школы с. К Республики Тыва по неприятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обязании создать учебно-материальную базу для обучения учащимися начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы, предметного кабинета с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Барун-Хемчикского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации о признании незаконным бездействия Школы с.К Барун-Хемчикского кожууна (далее – Школа с.К) по непринятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обязании создать учебно-материальную базу для обучения учащимися начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы, предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

В обоснование своих доводов заместитель прокурора указал на то, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Кроме того, до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Руководители образовательных учреждений: 1) организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; 2) обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В целях устранения нарушений федерального законодательства прокурором района ранее вносилось представление от 12 января 2010 года. Проведенной контрольной проверкой установлено, что нарушения указанные в представлении прокурора района не устранены. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки и объяснением директора Школы с.К. Учебно-материальная база не соответствует рекомендуемым нормативам, а именно отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Таким образом Школой с. К обязанности по обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не исполняются, чем нарушаются права учащихся на получение знаний по основам военной службы. Истец просил признать незаконным бездействие Школы с.К Барун-Хемчикского кожууна по неприятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, обязать создать учебно-материальную базу для обучения учащимися начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы, предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения в срок до 01 сентября 2011 года.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кужугет Р.Г. полностью поддержал исковые требования заместителя прокурора и просил суд удовлетворить иск. Срок для устранения указанных нарушений продлил до трех месяцев.

Представитель Школы с. К Ондар В.С. согласилась с исковыми требованиями частично и пояснила, что у них в школе не хватает кабинетов, поэтому у них нет кабинета ОБЖ, в соответствии с учебной программой часы для военной подготовки учащимся выделяются, если предоставят время, устранят указанные нарушения, вывесят стенды в коридоре школы. Сослалась на трудные материальные возможности.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Иск подан прокурором правомерно, поскольку он выступает в интересах защиты прав учащихся Школы с. К на получение знаний по основам военной службы, на общедоступность образования.

Из представления прокурора района от 12 января 2010 года следует, что руководству Школы с.К были предъявлены требования по устранению нарушений федерального законодательства на предмет организации обучения учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, отсутствия материально-технической базы, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Согласно ответа директора Школы с.К на представление прокурора от 10 марта 2010 года в 8-10 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, согласно учебного плана Министерства образования РФ проводится предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В Школе с.К в 10-х профильных классах эти уроки по плану не предусмотрены, а в 8-х классах они проводятся в количестве 1 урока в неделю. Указала, что материально-техническая база школы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» находится в посредственном состоянии. Предъявленные требования обязуются выполнить в 2010-2011 учебном году, включить факультативные уроки по «Основам военной службы», улучшить состояние учебно-материальной базы.

Конституцией РФ гарантируется право учащихся на общедоступность образования.

Согласно ч.2 ст. 32 Закона РФ за № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, следовательно, отнесено к компетенции образовательного учреждения.

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, в соответствии с которым обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); в) военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В соответствии с положениями пунктов 11, 13, 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134, руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Требования прокурора к ответчику основываются на рекомендуемых нормативах материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что помощником прокурора была проведена проверка Школы с. К на соблюдение требований пункта 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134.

Актом проверки от 20 октября 2010 года соблюдения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи МОУ Барун-Хемчкского района и городского округа г.Ак-Довурак установлено, что в Школе с.К учебно-материальная база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Директор школы в своей объяснительной от 20 октября 2010 года пояснил это тем, что в связи с расформированием предмета «Начальная военная подготовка» кабинет по данному предмету переоборудован на кабинет хореографии, учебные автоматы Калашникова и малокалиберные винтовки переданы были в районный военный комиссариат. Также указала на то, что в 2010-2011 учебном году в образовательном учреждении ведутся факультативные занятия по предмету «Основы военной службы» в 10-х классах, но не указала, в каком объеме ведутся уроки (количество уроков в год). С указанным актом был ознакомлен представитель ответчика, что подтверждается его личной подписью.

В ходе рассмотрения спора по существу стороной ответчика не было представлено возражений относительно сущности заявленных требований, а также доказательств устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры, в связи с чем суд обосновывает свое решение на доказательствах, представленных истцом, так как в суд представлены доказательства неисполнения ответчиком требований действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан. Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.

В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействие Школы с.К Барун-Хемчикского кожууна РТ по неприятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы и обязанность по оборудованию предметного кабинета должна быть возложена на ответчика.

Согласно п.п. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.п. п.1 ст.333.20 НК РФ, в случае освобождения истца от уплаты государственной пошлины, последняя уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу федерального бюджета в связи с подачей искового заявления неимущественного характера в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Барун-Хемчикского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Школы с. К Республики Тыва по неприятию мер по обеспечению материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Обязать Школу с. К Республики Тыва до 31 декабря 2011 года создать учебно-материальную базу для получения учащимися начальных знаний в области обороны и по основам военной службы, оборудовать предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Взыскать с Школы с. К Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено 13 сентября 2011 года.

Председательствующий С.С. Сарыглар