об обязании разработки программы по обеспечению пожарной безопасности и установлении средств звуковой сигнализации и пожарного пирса



Гражданское дело № 2-255/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Сарыглар С.С., при секретаре Хертек О.С.,

с участием истца - представителя прокуратуры Барун-Хемчикского района Республики Тыва действующего на основании доверенности Кужугет Р.Г., ответчика – представителя администрации сельского поселения сумона M Барун-Хемчикского района Саая Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона M Барун-Хемчикского района об обязании разработки программы по обеспечению пожарной безопасности и установлении средств звуковой сигнализации и пожарного пирса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации с. M о возложении обязанности разработать программу по обеспечению пожарной безопасности, установить противопожарные устройства на территории сумона. В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения законодательства в части противопожарной безопасности за период с 2010 по 1 квартал 2011 года установлено, что администрацией с. M не разработана программа по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, отсутствует нормативный документ об осуществлении финансового, материально-технического обеспечения деятельности добровольных пожарных дружин в организациях различных форм собственности в населенном пункте, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и пожарный пирс для забора воды пожарными автомашинами из естественных водоисточников рек К и Щ. В результате непринятия указанных мер противопожарной безопасности становиться под угрозу безопасность лиц, проживающих на территории сельского поселения с. M Просит обязать администрацию с. M устранить нарушения, предусмотренные п. 8 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» путем выполнения мероприятий: разработать программу по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, установить пожарный пирс для забора воды пожарными автомашинами из естественных водоисточников рек Барлык и Хемчик.

В судебном заседании представитель истца Кужугет Р.Г. исковые требования поддержал полностью, и просил удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Саая Э.М. исковые требования прокурора признала частично, и пояснила, что после получения копии искового заявления администрацией сельского поселения разработана программа по противопожарной безопасности, в сумоне действует добровольная противопожарная дружина, положение по деятельности этой дружины имеется. Они ведут работу, связанную с пожарной безопасностью, о чем свидетельствуют различные нормативно-правовые акты, которые принимаются администрацией сельского поселения сумона. Звуковая сигнализация по оповещению граждан в случае пожара установлена в школе , за работой этого устройства должны следить работники ГУ ЧС, установкой пожарного пирса должна заниматься администрация кожууна.

Выслушав представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности предусмотрены ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Приказом Министерства ГО и ЧС о ликвидации последствий стихийных бедствий РФ «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) от 18.06.2003 года установлено, что противопожарные системы противопожарного водоснабжения должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

В соответствии с п. 23 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 68-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Из материалов дела усматривается, что во исполнение требований Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой Барун-Хемчикского района осуществляется надзор за исполнением законов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Из информации УНД ГУ МЧС России по РТ о противопожарном состоянии населенных пунктов Барун-Хемчикского района Республики Тыва следует, что с. M не предусмотрено организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности, нет целевой программы по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года, не принят нормативный документ об осуществлении финансового и материально-технического обеспечения деятельности добровольных пожарных дружин в организациях различных форм собственности и в населенном пункте, обеспечение их необходимыми средствами и условиями, а также порядок взаимодействия с подразделениями государственной противопожарной службы, не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения.

Согласно представлению об устранении нарушений Федерального законодательства следует, что главе администрации сельского поселения сумона M Барун-Хемчикского района предложено в месячный срок принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства в результате проверки с. M на исполнение законодательства о лесопользовании и пожарной безопасности за период с 2010 – 1 квартал 2011 года.

Нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности со стороны администрации с. M явилось основанием для прокурорского реагирования в интересах неопределенного круга лиц и обращения с исковым заявлением в суд.

Как указывалось, согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В пункте 2 статьи 62 настоящего Федерального закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года N 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

По смыслу приведенных выше положений федерального законодательства и иных нормативных правовых актов федерального значения ответственность за нарушение указанных требований может быть возложена на органы местного самоуправления сельского поселения, призванные создавать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Отсутствие возможностей решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации сельского поселения M меры, из материалов дела не усматривается. Ответчик не представил в суд доказательств, того, что у них имеются финансовые затруднения. Препятствий для обеспечения бюджетного финансирования поставленных перед органом местного самоуправления задач не имеется, которое могло быть достигнуто своевременно с учетом грамотного подхода, к определению перечня установленных законом и иными нормативными правовыми актами обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности.

Представитель ответчика представила в суд письменные доказательства, которые подтверждают, что администрацией сельского поселения сумона M принимаются кое какие меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границе населенного пункта поселения.

Однако, в ходе судебного заседания установлено, что программа по обеспечению пожарной безопасности не была разработана, ее проект был изготовлен администрацией сельского поселения лишь после получения иска прокурора. При изучении указанной программы выяснилось, что оно требует доработки, о чем не отрицала представитель ответчика. К тому же, в некоторых пунктах программы, имеются ссылки на администрацию Пашковского поселения, что свидетельствует о том, что программа еще не доработана.

Кроме того, по вышеуказанным обстоятельствам, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что установкой звуковой сигнализации по оповещению жителей сумона на случай пожара, должны заниматься сотрудники ГУ ЧС, а установка пожарного пирса к их полномочиям не относится. Так как из вышеприведенных положений следует, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В данном случае администрацией сельского поселения сумона M.

То обстоятельство, что бездействие администрации сумона M и невыполнение требований законодательства о лесопользовании, в том числе противопожарной безопасности создает реальную угрозу для жизни и здоровья пребывающих людей на территории муниципального образования, сомнений не вызывает.

Суду не представлены какие-либо доказательства подтверждающие, что администрацией с. M устранены указанные в представлении нарушения.

Таким образом, поскольку, доводы, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение, суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона M Барун-Хемчикского района об обязании разработки программы по обеспечению пожарной безопасности и установлении средств звуковой сигнализации и пожарного пирса, удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона M Барун-Хемчикского района в трехмесячный срок:

- разработать программу по обеспечению пожарной безопасности на 2011-2013 года;

- принять меры по установлению средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и по установлению пожарного пирса для забора воды пожарными автомобилями из естественных водоисточников рек К и Щ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено 12 сентября 2011 года (10-11 сентября 2011 года выходные дни).

Председательствующий Сарыглар С.С.