решение о назначении пенсии



Дело Номер обезличен / 2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2010 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жирнова Александра Петровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж для назначения пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы и назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Жирнов Александр Петрович обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж для назначения пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы и назначить пенсию. Мотивируя свои требования указал, что Дата обезличена года ему исполнилось 55 лет. Он обратился в Пенсионный фонд по поводу назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Ульяновской области от 05.04.2010 г. № 81 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Считает данное решение Управления пенсионного фонда незаконным. Согласно записей в трудовой книжке страховой стаж у него составляет Дата обезличена лет Дата обезличена месяца Дата обезличена дней. В соответствии с п.п. 10.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.№173, досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов на регулярных пассажирских маршрутах не менее 20 лет, и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом необходимым условием является документальное подтверждение занятости в течение полного рабочего дня только на регулярных городских маршрутах, что должно подтверждаться соответствующей справкой. Из имеющихся периодов его работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.27 Закона от 17.12.201 г. № 173 засчитываются следующие периоды: с 28.06.1993 г. по 17.03.2010 г. (16 лет 8 месяцев 21 день)- работа в Барышском АТП в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах. А периоды работы с 07.06.1975 г. по 27.06.1993 г. качестве водителя Барышского АПТ (18 лет 21 день) в специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии не включен по причине того, что данный стаж работы в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах не подтвержден документально. В трудовой книжке записи только о том, что 07.06.1975 г. он принят на работу шофером 3 класса, затем имеются записи о повышении классности и реорганизации автотранспортного предприятия. С 1976 года его перевели работать водителем автобуса по маршруту – Барышский район, а затем в 1979 году, когда на город пришли пять новых «пазиков», он с напарником А*В.А. был переведен на городские маршруты, где проработав до 1983 года, их перевели работать на заказных рейсах по городу. Они возили рабочих на фабрику им.Гладышева до 1993 года. Просит суд, признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда России в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области незаконным и отменить его, обязать ответчика назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости. Уточнив иск, просит включить в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии периоды работы с июня 1979 года по август 1983 года.

В судебном заседании истец Жирнов А.П. поддержав иск дополнил, что 07.06.1975 году он поступил работать в Барышское АТП шофером 3 класса. Первое время он работал на рефрижераторе. Затем в течение четырёх лет работал водителем автобусов по району, а с июня 1979 года он стал работать водителем на постоянных городских маршрутах. 02.02.1977 году ему был присвоен квалификационный разряд шофера 2 класса. С этого времени его часто ставили наставником. Именно квалификационный разряд 2 класса дает право водителю работать на перевозке пассажиров на автобусах. В начале он работал на автобусе марки «Паз 5114», а в октябре 1979 года ему с напарником выделили новый автобус, и именно с этого времени он с А*В.А. работали на данном автобусе до августа месяца 1983 года.

Представитель истца Волкова В.Г. поддержав уточненные требования истца дополнила, что хотя в Барышском АТП не издавались приказы о переводе Жирнова А.П. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с июня месяца 1979 года по август месяц 1983 года, однако полагает, что данные периоды работы подтверждаются показаниями допрошенных в суде свидетелей, которые давно знают истца и фактическое место его работы (водитель автобуса ПАЗ 672). Кроме того, из анализа письменных доказательств также можно сделать вывод о фактической работе истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Представитель ответчика Москвичева С.А. возражая против иска пояснила, что в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, по достижении возраста 55 лет, и при наличии страхового стажа не менее 25 лет. Согласно представленным документам ГУ Управления Пенсионного фонда в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области истцу отказало в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку у истца нет оснований для назначения ему досрочной пенсии, у него отсутствует трудовой стаж, который необходим для назначения пенсии. У Пенсионного фонда есть право засчитывать в льготный стаж при переводе гражданина с одного вида работы на другой. Однако у них нет сведений, что Жирнов А.П., действительно работал водителем пассажирского автотранспорта по городскому маршруту, и что данная работа у него была основной, что он работал полный рабочий день. Поэтому считает, что нет никаких оснований для удовлетворения исковых требований Жирнова А.П., и просит в иске отказать.

По инициативе суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечено МУП «Барышское АТП», представитель которого Гурьянова Е.А. в судебном заседании не возражая против иска пояснила суду, что Жирнов А.П., Дата обезличена года рождения, работал в Барышском АТП водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, постоянно, полный рабочий день с 1979 года по 1983 год, затем он был переведен водителем автобуса на специальные рейсы, а с 28.06.1993 года он вновь был переведен водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, где и работает по настоящее время. Согласно подп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. он имеет право на получение пенсии на льготных условиях. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Хотя в настоящее время предприятие является действующим, однако восполнить пробел, а именно урегулировать вопрос о работе истца в спорные периоды, во внесудебном порядке не представляется возможным.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 7.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Суд установил, что Жирнов Александр Петрович, Дата обезличена года рождения, обратился в Пенсионный фонд по г. Барышу и Барышскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Ульяновской области от 05 апреля 2010 года № 81 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ мотивирован тем, что его специальный стаж составляет 16 лет 8 месяцев 21 день, то есть отсутствует необходимый (20 лет) стаж работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. В частности, в специальный стаж не засчитан период работы в качестве водителя автобуса Барышского АПТ с 07.06.1975 г. по 27.06.1993 г. (18 лет 21 день) со ссылкой на то, что отсутствует документальное подтверждение работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей. Письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Рассматривая возникший спор, суд учитывает, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, а также особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

Пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.

В данном пункте определена длительность специального трудового стажа, при котором возникает право на назначение трудовой пенсии ранее установленного пенсионного возраста, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и критерии отнесения к такому трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.

Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями (пункт 2 статьи 27 названного Федерального закона) Постановлением от 11 июля 2002 года N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о включении в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, изданным на основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы, с учетом которой назначается трудовая пенсия по старости, законодателем делегировано Правительству Российской Федерации.

Суд исследовал представленные в материалы дела документы и установил, что Жирнов А.П. 07 июня 1975 года поступил работать в Барышское АТП шофером 3 класса. 02 февраля 1977 года ему была присвоена квалификация шофера 2 класса. Далее из доводов самого истца и показаний свидетелей У*Н.С. (протокол судебного заседания от 21.05.2010 года, от 01.06.2010 года), Ж*В.Т. (протокол судебного заседания от 21.05.2010 года), А*А.Б. следует, что Жирнов А.П. с 1977 года по 1979 год работал водителем автобуса на районных маршрутах. Затем, в октябре месяце 1979 года Барышскому АТП было выделено несколько новых автобусов, один из которых закрепили за Жирновым А.П. и его напарником А*В.А. Они работали водителями автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня. Данные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании от 21.05.2010 года А*В.А. Вместе с ними, в качестве кондукторов, работали У*Н.С. (с осени 1979 года до декабря 1982 года), Ж*В.Т. (с 1980 года по 1983 год) в смене с Жирновым А.П. и Л*Л.В.. (с декабря 1979 года до апреля 1981 года) в смене с А*В.А. Затем, со слов свидетелей, в 1983 году, Жирнова А.П. и А*В.А. перевели водителями автобуса на заказных маршрутах (переводили рабочих фабрики им. Гладышева). Период работы истца с 1979 и позже, водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня подтвердил также допрошенный в судебном заседании от 21.05.2010 года Г*Б.Я., который был наставником Жирнова А.П., при прохождении стажировки. В последствие, в 1981 году истец после прохождения курсов Жирнов А.П. сам стал наставником. Обучал молодых водителей вождению автобуса именно на городских пассажирских маршрутах. Свидетели Ш*И.Д., Т*С.Н., Д*А.М. (протокол судебного заседания от 01.06.2010 года) показали, что хорошо и давно знакомы с истцом, в спорный период работали в Барышском АТП, им известно, что Жирнов А.П. работал водителем автобуса именно на городских пассажирских маршрутах. Свидетель А*А.Б. указал, что истец работал до августа месяца 1983 года, а затем, когда было принято на работу в АТП и подготовлено много водителей для работы на городских маршрутах, Жирнов А.П. с А*В.А. были переведены на заказные рейсы, где истец проработал до июня 1993 года. Затем вновь был переведен водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, где и работает до настоящего времени. Свидетель К*Н.И. показал, что он с декабря месяца 1980 года до 1994 года работал в отделе кадров Барышского АТП. Когда он поступил на работу, Жирнов А.П. уже работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Причину невнесения в трудовую книжку записи о переводе истца водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в спорный период, а затем в августе 1983 года о переводе истца водителем автобуса на заказные рейсы объяснил невнимательностью и большой загруженностью работой.

Показания перечисленных свидетелей согласуются с собранными по делу письменными доказательствами. Так из свидетельства Номер обезличен от 28.01.1977 года видно, что Жирнов А.П. закончил обучение и сдал экзамены по программе повышения квалификации водителей автомобиля второй класс. Соответствующая запись об этом имеется и в трудовой книжке истца.

Из приказа № 18 от 26.02.1980 года видно, что на основании постановления штаба по проведению итогов социалистического соревнования по АТП за четвертый квартал 1979 года истец, наряду с другими работниками коллектива автоколонны АК-1 был премирован, за занятое первое место в соц.соревновании.

Как следует из приказа № 65 от июня 1981 года в Барышском автотранспортном предприятии для обслуживания городских маршрутов была утверждена бригада № 1, куда вошел и истец Жирнов А.П., со своим напарником А*В.А., работая на автобусе ПАЗ-Номер обезличен Номер обезличен, то есть именно на том, автобусе, который был получен Барышским АТП в октябре месяце 1979 года.

О работе истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах также свидетельствует приказ № 123 от октября месяца 1981 года о премировании коллектива бригады водителей и кондукторов городских маршрутов, в том числе и Жирнова А.П.

Из справки № 6 от 08.12.1981 года следует, что Жирнов А.П. окончил курсы по программе специальной подготовки водителей- наставников автобусов и легковых таксомоторов. Может быть допущен к работе в качестве шофера- наставника в автотранспортных предприятиях.

Согласно приказа № 141 от 18.12.1981 года Жирнов А.П. был назначен наставником у молодого водителя Т*Р.Х с 21.12.1981 года. А приказом № 33 от 1982 года для прохождения 112 часовой (15 дней) стажировки по практическим навыкам вождения автобуса, с 01.03.1982 года за наставником Жирновым А.П. на автобусе П-672 Номер обезличен был закреплен Н*Е.А

Учитывая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец с 01 ноября 1979 года начал работать на новом автобусе ПАЗ-672 регистрационный номер Номер обезличен в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. О работе истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в более ранний период, а именно с 01.06.1979 года в суд не представлено достаточных и достоверных доказательств. Как не представлено достаточных и достоверных доказательств работы истца до августа месяца 1983 года. Объективно нашла подтверждение работа Жирнова А.П. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах до 15 марта 1982 года (свидетельские показания и приказ №. 141 от 18.12.1981г.)

Согласно справки МУП «Барышское автотранспортное предприятие», являющегося правопреемником Барышского АТП Жирнов А.П. отработал в 1979 г.: ноябрь- 206 рабочих часов; в декабрь- 13 рабочих часов. Средняя норма полного рабочего времени по производственному календарю составляла 160 часов, 80% рабочего времени составляет – 128 часов. Суд приходит к выводу, что истец в декабре месяце 1979 года отработал менее 80% рабочего времени, поэтому его работа в данном месяце не может быть включена в специальный стаж.

В 1980 году, в 1981 году истец работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в течение полного рабочего дня и полного рабочего года.

В 1982 году отработано: январь- 169 рабочих часов, февраль- 184 рабочих часа, март- 248 рабочих часов.

Таким образом, из анализа лицевых счетов суд приходит к выводу, что истец в 1980 году, 1981 году и по 15 марта 1982 года отработал не менее 80% рабочего времени, поэтому его исковые требования о включении периодов в специальный стаж работы подлежат частичному удовлетворению, а именно, суд считает необходимым включить в специальный стаж работы период работы Жирнова А.П. в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Барышском АТП с 01.11.1979 года по 30.11.1979 года; с 01.01.1980 года по 15.03.1982 года.

Ответчик бесспорно засчитал истцу в специальный стаж 16 лет 8 месяцев 21 день. При включении в его стаж периода, указанного выше, у него не будет необходимого (20 лет) стажа работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работ с вредными условиями труда.

Следовательно, исковые требования о назначении пенсии с 18 марта 2010 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 193-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от 05 апреля 2010 года об отказе в назначении Жирнову А.П. досрочной трудовой пенсии по старости признать частично незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Жирнову Александру Петровичу для назначения пенсии период работы с 01.11.1979 года по 30.11.1979 года, с 01.01.1980 года по 15.03.1982 года в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Барышском АТП.

Исковые требования Жирнова Александра Петровича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области о включении остальных периодов в специальный стаж работы и назначении пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья Л.И. Зотова

Решение суда вступило в законную силу - 9 июля 2010