решение об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-343 / 2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 августа 2010 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.

при секретаре Советкиной Л.Б.,

с участием истца Сметаниной Н.Ф.,

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области Зайцевой О.В., действующей на основании доверенности от 02 августа 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сметаниной Натальи Федоровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и о возложении обязанности включить в льготный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сметанина Н.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда в г. Барыше и Барышском районе № 176 от 4 июня 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж период работы в ООО «Стомамед» с 01 декабря 2006 года по 19 мая 2010 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование заявленного иска Сметанина Н.Ф. указала, что имеет страховой стаж 30 лет 5 месяцев 19 дней, в связи с чем имеет право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Несмотря на это, Пенсионный фонд незаконно отказал ей в назначении досрочной пенсии, не включив в льготный стаж спорный период работы с 01 декабря 2006 года по 19 мая 2010 года. Между тем, в указанный период она работала в ООО «Стомамед» в должности старшей медицинской сестры, что подтверждается представленными документами и этот период, по её мнению, должен быть включен в льготный стаж.

Истица Сметанина Н.Ф. в суде иск поддержала и привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении. При этом она уточнила, что изначально она принималась на работу в стоматологический кабинет индивидуального предпринимателя Т.М.Ф., который является одновременно учредителем и директором ООО «Стомамед». У ИП Т.М.Ф. она проработала с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2008 года. После это в порядке перевода была принята в ООО «Стомамед». До поступления на работу к ИП Т.М.Ф. работала в Барышской центральной районной больнице. Прежде чем перейти на работу к индивидуальному предпринимателю она обращалась в Пенсионный фонд с вопросом о том, будет ли ей включен в льготный стаж период работы у предпринимателя. Ей ответили положительно. Только после этого она поменяла место работы. Однако после обращения 20 мая 2010 года в орган пенсионного обеспечения за назначением пенсии, ей было в этом отказано. Полагает, что по вине сотрудников Пенсионного фонда она была введена в заблуждение, поэтому спорный период должен быть включен в льготный стаж. Кроме того, работая в должности медсестры, а затем старшей медсестры стоматологического кабинета, она выполняла те же функции, что и медсестра (старшая медсестра) стоматологической поликлиники.

Представитель ответчика Зайцева О.В., возражая против иска, пояснила, что постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Периоды работы Сметаниной Н.Ф. в стоматологическом кабинете индивидуального предпринимателя Т.М.Ф. и в ООО «Стомамед» не могут быть засчитаны в специальный стаж, т.к. Списком указанные учреждения не предусмотрены.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, оснований для удовлетворения заявленного иска суд не находит.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (в редакции Федерального закона № 319-ФЗ от 30 декабря 2008 года) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Судом установлено, что Сметанина Н.Ф. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением от 4 июня 2010 года № 176 Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе отказало ей в назначении указанной пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа. Продолжительность специального стажа, зачтенного ответчиком на дату обращения за пенсией, составила 26 лет 6 месяцев 20 дней. В специальный стаж Сметаниной Н.Ф. не были засчитаны периоды работы с 01 декабря 2006 года по 31 декабря 2008 года в качестве медсестры в стоматологическом кабинете ИП Т.М.Ф. и с 1 января 2009 года по 19 мая 2010 года старшей медсестры в ООО «Стомамед». Факт работы в указанных должностях и учреждениях подтверждается записями в трудовой книжке истицы, показаниями свидетелей.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 22 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в названном выше Списке. В графе «Наименование должностей» названного Списка предусмотрены должности медсестры и старшей медсестры. Однако такие наименования как индивидуальный предприниматель (стоматологический кабинет индивидуального предпринимателя), Общество с ограниченной ответственностью в вышеуказанном Списке в графе «Наименование учреждений» не предусмотрено.

Между тем, законодательство предусматривает возможность включения в стаж для назначения льготной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы именно в учреждениях здравоохранения (независимо от формы собственности).

Конкретный перечень наименований лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений здравоохранения приводится в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395,, в редакции приказа Минздрава России от 28 февраля 2000 года № 73, зарегистрированных в Минюсте.

Стоматологический кабинет индивидуального предпринимателя и Общество с ограниченной ответственностью согласно названной Номенклатуре учреждениями здравоохранения не являются.

Таким образом, не любая деятельность по охране здоровья населения дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а лишь та, которая осуществляется в должностях и учреждениях, поименованных в Списке, т.е. одновременно должны соблюдаться оба требования к занимаемой должности и к учреждению, в котором осуществлялась работа.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года № 81-О, закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленной спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года № 84-О, где указано, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, занимающихся деятельностью по охране здоровья населения, льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиты от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возрастаю. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

В названных Определениях Конституционного Суда РФ речь идет о работе не на любом предприятии, а именно в учреждении здравоохранения (независимо от формы собственности).

При обстоятельствах, изложенных выше, суд считает, что ответчик обоснованно не включил Сметаниной Н.Ф. периоды её работы с 1 декабря 2006 года по 19 мая 2010 года. Соответственно, оснований для признания незаконным и отмены решения Пенсионного фонда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Сметаниной Наталье Федоровне в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения № 176 от 4 июня 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в льготный стаж периоды работы с 01 декабря 2006 года по 19 мая 2010 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С. Челбаева

Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2010 года.