решение о постановке в очередь на улучшение жилищных условий



Дело № 2-412 / 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2010 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием истца Клюева В.М.,

представителя истца адвоката Чураковой Н.В., действующей на основании ордера № 359 от 29 июля 2010 г.,

представителя ответчика Тюриной Т.Н., действующей на основании доверенности №1 от 15 января 2010 года,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюев В.М. к Администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии № 9 от 20 июля 2010 года в части снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Клюев В.М. обратился в суд с иском к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии № 9 от 20 июля 2010 года, которым он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме этого просит возложить на ответчика обязанность восстановить его в очереди на получение жилья. В обоснование заявленного требования Клюев В.М. указал, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию. До 2005 года проживал в д. ... Барышского района. В связи с состоянием здоровья переехал в г. Барыш, где дети могли осуществлять за ним уход. Для получения пенсии в г. Барыше он зарегистрировался у дочери Д.З.В. по адресу: г. Барыш, ... .... Однако фактически по указанному адресу никогда не проживал. После переезда из деревни дочери сразу сняли ему квартиру, т.к. в силу заболевания ему необходимо проживать отдельно. Полагает, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения. Хотя и зарегистрирован в доме дочери, но членом её семьи не является, поскольку совместно с ней не проживает и общее хозяйство не ведет. В связи с этим обратился в администрацию МО «Барышское городское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 27 января 2010 года был поставлен на учет, а 26 февраля 2010 года снят. Повторно был поставлен на учет 22 марта 2010 года и 20 июля 2010 года вновь снят с учета в связи с тем, что в доме дочери по месту регистрации обеспечен жилой площадью более учетной нормы.

В судебном заседании Клюев В.М. поддержал заявленное требование и привел аналогичные доводы. При этом он дополнил, что жилой дом в с. ..., который достался ему по наследству после смерти родителей в настоящее время для проживания непригоден в связи с разрушением. Он проживает в однокомнатной квартире, которую его дочь Б.Г.В. купила для взрослого сына. Недавно внук сообщил ему о том, что намерен жениться, и хочет вселиться в квартиру, которую он занимает. В связи с этим он обеспокоен вопросом о том, где будет проживать.

Представитель истца адвокат Чураковой Н.В., поддерживая заявленное требование, привела аналогичные доводы.

Представитель ответчика администрации МО «Барышское городское поселение» Тюриной Т.Н., иск признала частично и пояснила, что, признавая право Клюев В.М. как участника ВОВ на улучшение жилищных условий администрация МО «Барышское городское поселение» дважды ставила его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Собранные документы оба раза направлялись в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области для выдачи Клюев В.М. жилищного сертификата. Но оба раза документы возвращались в связи с тем, что Департамент счел Клюев В.М. обеспеченным жилым помещением по месту его регистрации в доме дочери.

Министерство труда и социального развития Ульяновской области, а также Министерство финансов Ульяновской области, привлеченные судом к участию по делу в качестве третьих лиц, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Представили отзывы, в которых содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Из отзыва, представленного представителем Министерства финансов Ульяновской области, следует, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет. Гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 35-ФЗ «О ветеранах», предоставляется социальная выплата на приобретение жилья в собственность. Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности. Для получения указанной меры социальной поддержки гражданину необходимо обратиться в орган местного самоуправления муниципального образования и представить соответствующий пакет документов. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов, формирует списки и направляет эти списки в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Департамент запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные пунктом 8 Порядка на получателей, находящихся в начале списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Из отзыва, представленного представителем Министерства труда и социального развития Ульяновской области, следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В представленных органом местного самоуправления списках Клюев В.М. не значится. Министерство труда и социального развития не вправе выдать жилищный сертификат.

Проверив представленные доказательства, выслушав объяснение сторон, показания свидетелей, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» установлена обязанность обеспечить жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ).

Обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, где сказано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.

Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что Клюев В.М. имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку в суде доказан факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истец Клюев В.М. является участником Великой Отечественной войны. С 1998 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.

До 2004 года он проживал, а до 2005 года был зарегистрирован в д. ... Барышского района Ульяновской области.

С 2005 года он зарегистрирован в доме дочери Д.З.В. по адресу: г. Барыш Ульяновской области, ..., .... Указанное обстоятельство подтверждается отметкой в паспорте о регистрации, справкой формы №8 от ... 2010 года, сведениями, представленными Пенсионным фондом, показаниями свидетелей Д.З.В., Д.О.В., К.В.В., Б.Г.В..

6 ноября 2009 года Клюев В.М. обратился в администрацию МО «Барышское городское поселение» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку собственного жилья он не имеет.

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Барышское городское поселение» от 22 января 2010 года и постановлением администрации №6 от 27 января 2010 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решением ЖБК №2 от 19 февраля 2010 года с учета он был снят, со ссылкой на то, что обеспечен площадью более учетной нормы.

11 марта 2010 года Клюев В.М. повторно обратился в администрацию МО «Барышское городское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации МО «Барышское городское поселение» № 30 от 19 марта 2010 года он вновь был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. А решением жилищно-бытовой комиссии №9 от 20 июля 2010 года вновь снят с учета со ссылкой на то, что обеспечен общей жилой площадью более учетной нормы.

Как следует из содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из представленных суду документов (справки № 523 от 31 августа 2010 года, выданной МО «Малохомутерское сельское поселение») следует, что в собственности Клюев В.М. имеется жилой дом с сараем, расположенный по адресу д. ..., ... ....

Вместе с тем, из акта обследования помещения №21 от 26 августа 2010 года, проведенного Межведомственной комиссией администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» и составленного этой комиссией заключения следует, что указанный жилой дом для проживания непригоден.

Согласно справке формы №8 от 27 июля 2010 года Клюев В.М. с 2005 года зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 66,4 кв.м. по адресу г. Барыш, ... ... совместно с дочерью Д.З.В. и внучкой Давыдовой Н.Н..

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от ... 2008 года следует, что указанное жилое помещение принадлежит Д.З.В.

Однако, как установлено судом, Клюев В.М. право на проживание в доме дочери не приобрел, поскольку в принадлежащее ей жилое помещение не вселялся, в нем никогда не проживал.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Иными словами к членам семьи собственника жилого помещения закон относит не любое лицо, связанное с собственником узами родства, а только то лицо, которое было вселено в принадлежащее ему имущество на правах члена семьи.

Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ, указав в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следующее: «Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства».

Из показаний свидетелей Д.З.В., Д.О.В., К.В.В., Б.Г.В. следует, что их отец Клюев В.М. переехал в г. Барыш из д. ... в связи с ухудшением состояния здоровья и необходимостью оказания ему помощи в уходе за больной супругой. Они сняли дом на ... в г. Барыше, где родители проживали вдвоем. В связи с трудностями при поездках в д. Ст. Савадерка для получения пенсии Д.З.В. согласилась зарегистрировать отца по месту своего жительства, чтобы пенсию отец мог получать в г. Барыше. В то же время отец в её дом никогда не вселялся. После смерти матери другая дочь, Б.Г.В., предоставила отцу в безвозмездное пользование принадлежащую ей однокомнатную квартиру, которую она приобрела для своего сына. Дом в деревне разрушился. Своего жилья Клюев В.М. в настоящее время не имеет. Вселиться в дом Д.З.В. он не желает, поскольку по состоянию здоровья проживать совместно с другими людьми не может. Не остается ночевать у родственников даже на одну ночь.

Свидетель С.Л.К. показала, что на протяжении 16 лет работает почтальоном и обслуживает ... в г. Барыше. Ей известно, что примерно с 2004 года и до 2006 года по ... в доме ... проживал Клюев В.М. со своей супругой. После смерти супруги Клюев В.М. переехал в другое жилое помещение. С Д.З.В., которая проживает на этой же улице Клюев В.М. никогда не проживал.

Свидетель Ш.М.П. показала, что примерно с 2004 года у неё в соседях стали проживать супруги Клюев В.М.. Они жили вдвоем, отдельно от детей. После смерти супруги Клюев В.М. переехал в другое жилье. К Д.З.В., которая проживает неподалеку, Клюев В.М. никогда не вселялся.

Свидетели Г.О.Ф. и С.В.А. показали, что Клюев В.М. более трех лет проживает в однокомнатной квартире по ..., ... в г. Барыше. Он живет один и тяготится присутствием посторонних лиц, в том числе и детей. С.В.А., кроме того, пояснила, что ранее Клюев В.М. проживал в д. .... Дети перевезли его в г. Барыш, чтобы осуществлять за ним уход. Но жить с детьми он категорически не желает.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что Клюев В.М. не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником пригодного для проживания жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Указанный вывод позволяет суду признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» № 9 от 20 июля 2010 года в части снятия Клюев В.М. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию муниципального образования «Барышское городское поселение» восстановить Клюев В.М. в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Клюев В.М. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» № 9 от 20 июля 2010 года в части снятия Клюев В.М. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышское городское поселение» восстановить Клюев В.М. в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С. Челбаева

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2010 года.