Решение о признании незаконнным решения жилищно-бытовой комиссии



Дело № 2-410 / 2010 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2010 года г.Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., с участием адвоката филиала № 1 по г.Барышу Ульяновской областной коллегии адвокатов Чураковой Н.В., представившей удостоверение № 660 и ордер № 364 от 17.08.2010 г.,

при секретаре Киселевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шляпниковой Г.В. к администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 г. № *** о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ и о возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Шляпниковой Г.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Барышское городское поселение» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 г. *** о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ и о возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилья. Исковые требования мотивированы тем, что она является вдовой умершего участника ВОВ, и имеет право на сохранение льгот, которыми пользовалась при жизни мужа, о чем у нее имеется соответствующее удостоверение. Сама она также пенсионерка. Согласно постановлению *** администрации МО «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 г. она была принята на учет по улучшению жилищных условий как вдова участника ВОВ, поскольку была признана нуждающейся в жилом помещении. 00.00.0000 г. решением жилищно-бытовой комиссии МО «Барышское городское поселение» за *** ей было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий в связи с тем, что «в 2006 г. ухудшила свои жилищные условия». С данным таким решением она не согласна, поскольку считает, что оно принято без учёта всех обстоятельств, в которых она фактически оказалась. До смерти своего мужа она проживала вместе с ним по адресу: ... Данную квартиру они приватизировали. Однако нормальных условий для проживания в квартире не было, т.к. квартира была очень холодной, требовался капитальный ремонт. После смерти мужа она с трудом могла содержать квартиру, поскольку надо было зимой топить целый день, чтобы хоть как-то согреть дом. Воды в доме не было, поскольку водопровод требовал серьезного ремонта. На покупку дров и угля у нее уходила большая часть ее небольшой пенсии. Поскольку она не могла содержать эту квартиру, то приняла решение продать её. 00.00.0000г. она купила однокомнатную квартиру в г. Барыше ул. ... ... которую могла содержать на свою пенсию. Считает, что никоим образом не ухудшила свои жилищные условия, а напротив, надеялась, что будет доживать свои годы в этой квартире без особых проблем. Вскоре крыша в доме стала протекать, в фундаменте образовались трещины, нижние венцы дома сгнили, дом стало коробить, по внутренним поверхностям стен образовались множественные трещины. В марте 2010г. этот дом согласно Заключению межведомственной комиссии администрации МО «Барышское городское поселение» был признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для постоянного проживания. Именно в связи с таким заключением ее признали нуждающейся в получении жилья. А затем было принято решение о снятии ее с учета в связи с тем, что ухудшила свои жилищные условия. Несмотря на то, что она продала в 2006г. свою квартиру, она никоим образом умышленно не ухудшала свои жилищные условия, и у нее не было намерения приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Квартиру она продала вынужденно в связи с невозможностью проживания там и невозможностью содержать ее. К тому же дом, в котором она проживает в настоящее время, признан непригодным для проживания спустя 4 года после покупки ею квартиры в этом доме. На момент продажи квартиры и покупки другой квартиры она не могла предположить, что дом будет признан аварийным и непригодным для проживания. Данные обстоятельства при принятии решения о снятии ее с учета администрацией МО «Барышское городское поселение» учтены не были.

В судебном заседании истица Шляпникова Г.В. и ее представитель - адвокат Чуракова Н.В., поддержав заявленные требования, привели аналогичные доводы. Из пояснений истицы также следует, что квартира по ул.Кооперативной изначально была холодной. Чтобы поддерживать тепло в доме, ее мужу приходилось постоянно в зимнее время в течение суток протапливать ее, на что уходило значительное количество дров и угля, отапливаемая площадь была большой. Так, на отопление данной квартиры им необходимо было 6 тонн угля и 2 машины дров, что требовало значительных денежных затрат. К тому же требовался капитальный ремонт системы отопления. После смерти мужа ей труднее и хлопотнее стало содержать квартиру. В доме не было воды, колонки на их улице не было, ей приходилось ходить за водой к колонке на соседнюю улицу. Вновь приобретенную квартиру содержать ей стало гораздо легче. Хотя в приобретенной квартире не имеется центрального отопления, но само жилое помещение меньшей площади, поэтому и меньше хлопот на ее содержание, на отопление данной квартиры ей требовалась лишь одна машина дров. Воды в приобретенной квартире тоже нет, однако колонка находится рядом с домом. С заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий она обратилась спустя 4 года после приобретении квартиры, обратилась непосредственно по рекомендации работников администрации МО «Барышское городское поселение».

Представитель администрации МО «Барышское городское поселение» Т*Т.Н. в судебном заседании исковые требования признала частично. Из ее пояснений следует, что действительно решением жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 года истица была включена в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений в качестве члена семьи умершего участника ВОВ в связи с тем, что занимаемая ею квартира в доме по ... была признана непригодной для проживания ввиду ветхости дома. После направления копий документов из учётного дела истицы в областную комиссию при Департаменте социальной защиты населения Ульяновской области в апреле 2010 года выяснилось новое обстоятельство о наличии у истицы приватизированной квартиры по ул. ... в ..., которую она продала в 2006 году. Так как областная комиссия отказала в выдаче сертификата на приобретение жилья, то жилищно-бытовой комиссии при администрации поселения пришлось пересмотреть свое решение. В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма из государственного или муниципального жилого фонда жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения из государственного жилищного фонда по договорам социального найма могут предоставляться иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ. Этим категориям граждан жилые помещения могут предоставляться по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Указанным категориям граждан жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента, или законом субъекта РФ. Поскольку иных оснований и иного порядка постановки на учет для предоставления жилых помещений участников и членов семей участников ВОВ ни федеральным, ни областным законодательством, ни Указом Президента не предусмотрено, то жилищно-бытовая комиссия при постановке на учет руководствуется статьями 50-54 Жилищного Кодекса РФ. Жилищно-бытовая комиссия при администрации поселения не наделена полномочиями по сбору доказательств и выяснению причин ухудшения жилищных условий заявителя. Поэтому Шляпникова Г.В. решением комиссии от 20.07.2010 года была снята с учета по основаниям, указанным в пункте 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ. Если же истица в суде докажет непреднамеренность ухудшения своих жилищных условий, что будет подтверждено судебным решением, то это будет основанием для отмены решения комиссии, и соответственно, вынесения постановления администрации в части включения Шляпникову Г.В. в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Представители Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Ульяновской области и Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Из отзыва, представленного представителем Министерства финансов Ульяновской области, следует, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших ( умерших ) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем независимо от даты постановки на учет.

Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений».

Пунктом 6 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органами местного самоуправления не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата принятия соответствующего решения.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Главным распорядителем указанных денежных средств в Ульяновской области является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

В областном бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших ( умерших ) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусматриваются.

Из отзыва, представленного представителем Министерства труда и социального развития Ульяновской области ( правопреемника Департамента социальной защиты населения Ульяновской области ), следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. В списках получателей истица не значится.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, в частности, следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Судом установлено, что истица Шляпникова Г.В. является вдовой умершего участника ВОВ - Шляпникова Н.В., признававшегося инвалидом вследствие общего заболевания.

Из материалов дела следует, что истица Шляпникова Г.В. зарегистрирована и проживает по адресу: ...

Как следует из заключения межведомственной комиссии от 16.03.2010 г., производившей обследование жилого помещения, в котором проживает истица, данное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, оно непригодно для постоянного проживания.

Согласно постановлению Главы администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» № 30 от 19.03.2010 г. истица Шляпникова Г.В. в соответствии со ст.14, 51 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» была принята на учет и включена в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 г. в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, истица Шляпникова Г.В. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что 17.05.2006 г. ухудшила свои жилищные условия ( договор купли-продажи квартиры по адресу: ...

Действительно согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу закона граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из пояснений истицы в суде следует, что действительно она продала принадлежавшую ей на праве собственности квартиру по адресу: ..., однако продала ее вынужденно в связи с невозможностью проживания там и невозможностью содержать данную квартиру. Тем самым жилищные условия она свои не ухудшила, а, напротив, улучшила, поскольку содержать приобретенную квартиру было намного легче и проживать в ней было менее хлопотно.

Доводы истицы о вынужденном характере отчуждения квартиры и тем самым об отсутствии факта преднамеренного ухудшения своих жилищных условий подтвердили в суде свидетели Ф* В.И. и Б* А.Ф. - соседи истицы по ул...., не доверять которым у суда оснований не имеется, а потому суд придает им доказательственное значение.

Установленные в суде обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют об отсутствии факта преднамеренного ухудшения истицей своих жилищных условий и тем самым об отсутствии у жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» оснований для снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости восстановить истицу в очереди на получение жилья.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» установлена обязанность обеспечить жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. (п. 11 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 327-ФЗ)

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. (п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ).

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО (в ред. от 05.11.2008) «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (ст. 2 закона).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании данных Книги учета граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельный список (ст. 3 закона).

Согласно п.3 постановления Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Данным постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с п.3 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в срок до 15 апреля текущего года.

Согласно п.7 указанного Порядка право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на приобретение (строительство) жилого помещения, срок действия которого не превышает шести месяцев со дня выдачи.

С учетом вышеуказанных положений закона, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Барышское городское поселение» от 00.00.0000 г. *** о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ Шляпниковой Г.В. незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышское городское поселение» восстановить Шляпникову Г.В. очереди на получение жилья.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.И. Гаврилова