решение об обязывании ГИБДД зарегистрировать автомобиль



Дело № 2-408 / 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 сентября 2010 года г.Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И.

при секретаре Киселевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадермятова Р.А. к МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш), Управлению ГИБДД УВД по Ульяновской области и УВД по Ульяновской области о возложении обязанности произвести регистрацию автомобиля,

У С Т А Н О В И Л :

Кадермятов Р.А. обратился в суд с иском к МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш), Управлению ГИБДД УВД по Ульяновской области и УВД по Ульяновской области о возложении обязанности произвести регистрацию автомобиля. Мотивируя заявленное требование, истец указал, что 3 апреля 2010 года он приобрел автомобиль МАЗ 000 птс 000 в г.Пенза. Ранее данный автомобиль неоднократно ставился на учет и снимался с учета в г.Никольске Пензенской области и в г.Пенза. 24 апреля 2010 года он обратился в МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш) с заявлением о постановке данного автомобиля на регистрационный учет. 27 апреля 2010 года ЭКЦ УВД по Ульяновской области выдало справку об отсутствии внешних признаков изменений маркировочных обозначений. 10 июля 2010 года МРЭО ГИБДД отказало ему в регистрации автомобиля по той причине, что автомобиль не прошел таможенное оформление. Данный отказ считает необоснованным, поскольку ранее данный автомобиль неоднократно ставился на регистрационный учет и снимался с данного учета органами внутренних дел г.Никольска и г.Пенза. Просит обязать ответчика зарегистрировать принадлежащий ему автомобиль МАЗ 000.

В судебном заседании Кадермятов Р.А., поддержав заявленное требование, привел аналогичные доводы.

Представитель Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области Жалнин А.В., возражая против иска, пояснил, что согласно пункту 33 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств ( приложение № 2 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в частности, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления. Согласно пункту 6 совместного Приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ № 496/192/134 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» паспорта на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года, выдаются таможенными органами, уполномоченными ФТС России. Согласно пункту 9 данного Приказа наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Паспорта, выдаваемые таможенными органами, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции. Поскольку ПТС выдано не органами таможни, а органом внутренних дел, автомобиль регистрации не подлежит. Просит в иске Кадермятову Р.А отказать.

Представитель УВД по Ульяновской области в суд не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом.

Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление Кадермятова Р.А. необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, автомобиль МАЗ 000, 1999 года выпуска, организация-изготовитель (страна) Минский автомобильный завод, VIN 000, двигатель № 000 ввезен на территорию Российской Федерации в 1999 году и зарегистрирован на имя М.В.В.

В последующем органами ГИБДД неоднократно осуществлялись регистрационные действия, связанные с постановкой и снятием с учета вышеуказанного транспортного средства.

С 3 апреля 2010 года собственником автомобиля на основании договора купли-продажи является истец Кадермятов Р.А.

24 апреля 2010 года Кадермятов Р.А. обратился в МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш) с заявлением о постановке данного автомобиля на регистрационный учет.

Письмом от 10.07.2010 г. № 276 МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш) сообщило об отказе в совершении регистрационных действий на основании Приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ № 496/192/134 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств ( приложение № 2 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, что послужило основанием для обращения Кадермятова Р.А. с настоящим иском в суд.

Мотивируя заявленное требование и утверждая о необоснованности действий органов ГИБДД, отказывающих в регистрации автомобиля, истец сослался на то, что приобрел автомобиль в апреле 2010 года, является добросовестным приобретателем, ранее данный автомобиль неоднократно ставился на учет и снимался с учета в г.Никольске Пензенской области и в г.Пенза.

Однако, по мнению суда, приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Данный вывод сделан судом, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2008 № 1041) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу пункта 3 статьи 15 названного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 33 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автотранспортных средств ( приложение № 2 к приказу МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 ) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в частности, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти, или завершение их таможенного оформления.

Согласно пункту 6 совместного Приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ № 496/192/134 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» паспорта на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года, выдаются таможенными органами, уполномоченными ФТС России.

Согласно пункту 9 данного Приказа наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Поскольку приобретенный истцом автомобиль не прошел таможенное оформление, в совершении испрашиваемых регистрационных действий отказано правомерно.

По смыслу закона, то обстоятельство, что лицо, приобретшее автомобиль и ставшее его собственником, не знало при заключении договора купли-продажи автомобиля о допущенных при его первичной регистрации нарушениях, не может быть основанием для несоблюдения требований, установленных для регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.

Ранее Постановлением Правительства РФ от 23.06.95 г. № 583 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.95 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь», Приказом ГТК РФ от 07.07.95 г. № 443 «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь» был отменен таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу РФ с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь.

Однако, как следует из паспорта транспортного средства, автомобиль, приобретенный истцом, изначально был приобретен М.В.В. согласно справке-счету ББ 000 от 02.08.1999 г., паспорт был выдан 05.08.1999 г. То есть изначально транспортное средство было приобретено после принятия Правительством РФ распоряжения от 15.06.99 г. № 942-р «О паспортах транспортных средств, происходящих с территории третьих стран, ввозимых в Российскую Федерацию из Республики Беларусь», согласно которому таможенное оформление предусмотрено.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, учитывая положения вышеуказанных нормативных актов, суд считает, действия работников МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш) соответствующими закону в полном объёме, а исковые требования Кадермятова Р.А. не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кадермятов Р.А. к МРЭО ГИБДД УВД по Ульяновской области (г.Барыш), Управлению ГИБДД УВД по Ульяновской области и УВД по Ульяновской области о возложении обязанности произвести регистрацию автомобиля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.И. Гаврилова