Дело № 2-522 / 2010 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ13 октября 2010 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,
при секретаре Шаряевой Л.О..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации МО «ЗСП» о признания бездействия по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Барышского района обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Барышского района выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области.
А именно на территории МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области на участке местности, расположенном в пятидесяти метрах от дома <адрес> пос. Лесная Дача по дороге в сторону старывх очистных сооружений в лесном массиве образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления. Размеры несанкционированной свалки составляют около 50 кв. метров с отходами потребления в количестве более 20 куб. м.
Выездной проверкой Госэкоконтроля Ульяновской области, проведенной 06.09.2010 г., установлено, что свалка, расположенная в указанном районе, образовалась стихийно. Свалка не огорожена и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. На свалке размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей и другие), отходы потребления, остатки пищевых продуктов и другой мусор. 22.09.2010 при осмотре прилегающей территории к дому № по <адрес> в пос. Лесная Дача МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области (акт фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 07-09/10 Госэкоконтроля Ульяновской области) установлено, что выявленная 06.09.2010 несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления не устранена. Никаких мер по очистке загрязненной территории администрацией МО «ЗСП» не принято. Кроме того, население пос. Лесная Дача продолжает размещать на территории данной несанкционированной свалки отходы потребления и твердые бытовые отходы.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьями 51, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно п.п. 8, 18 ч. 1, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - твердых бытовых отходов, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001, участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Внарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на участке местности, расположенном в поселке «Лесная дача» Барышского района Ульяновской области, в пятидесяти метрах от <адрес> по дороге в сторону старых очистных сооружений размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления, не отвечающая предъявляемым требованиям: участки под размещение свалок твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведены, отсутствуют разрешения на их создание, гидрологические и другие исследования участков не проводились, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии свалок санитарным правилам отсутствуют.
Статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом п. 2.2.1. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) предусмотрено, что при температуре наружного воздуха свыше плюс 5 градус1^ твердые бытовые отходы подлежат ежедневному вывозу.
Из п. 2.2.2. указанных Санитарных правил следует, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п. 2.2.3 Санитарных правил).
Между тем, проведенной 06.09.2010 и 22.09.2010 прокуратурой района совместно с Госэкоконтролем Ульяновской области проверкой установлено, что на <адрес>, в поселке Лесная Дача МО «ЗСП» Барышского району Ульяновской области отсутствуют специально выделенные площадки для сбора твердых бытовых отходов и мусора, не установлены стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и иного мусора, не организован ежедневный вывоз твердых бытовых отходов и мусора, что и привело к образованию указанных в заявлении несанкционированных свалок.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей поселка Лесная
Дача Барышского района Ульяновской области на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанных свалок может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном и близлежащих к МО «ЗСП» населенных пунктах вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Администрацией МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области, на которую законодательством возложены обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, возложены обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, меры к ликвидации указанных в заявлении несанкционированных свалок не приняты, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления со свалок не организованы. При этом данные свалки причиняют вред окружающей среде и представляют угрозу причинения такого вреда природной среде, здоровью и жизни человека.
Таким образом, бездействие администрации МО «ЗСП», выразившееся в не принятии мер к ликвидации указанных свалок, может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «ЗСП», выразившееся в не принятии мер в ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в пятидесяти метрах от дома № <адрес> пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области по дороге в сторону старых очистных сооружений, незаконным, обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанного участка местности с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований и обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области оборудовать на <адрес> в пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области площадки для установки контейнеров, установить на них необходимое количество стандартных металлических контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).
Старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. в судебном заседании иск поддержал и привел аналогичные доводы.
Администрация МО «ЗСП» Барышского района, будучи надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Письмом сообщила, что несанкционированная свалка в настоящее время убрана.
Проверив материалы дела, заслушав доводы прокурора, показания свидетеля, суд находит заявление прокурора Барышского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании установлено, что на территории МО «ЗСП» Барышского района, а именно на участке местности, расположенном в пятидесяти метрах от дома <адрес> пос. Лесная Дача по дороге в сторону старых очистных сооружений в лесном массиве образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления, не отвечающая предъявляемым требованиям.
Указанный факт подтвердил свидетель Ховрин В.Н. - инспектор Госэкоконтроля Ульяновской области по Барышскому району. Кроме этого указанный факт подтверждается имеющимися в деле актами фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 6 сентября 2010 года и 22 сентября 2010 года с приложенными к нему фототаблицами.
В соответствии со статьями 51, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии с п.п. 8, 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится в том числе участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - твердых бытовых отходов; организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей. При этом в силу ст. 8 Устава МО «ЗСП» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения отнесена к компетенции администрации поселения.
Таким образом, в суде установлено, что организация и сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО «Земляничненское сельское поселение» является обязанностью администрации указанного МО, которую она не выполняет.
Судом не может быть принят во внимание представленный ответчиком акт приемки выполненных работ от 9 октября 2010 года, согласно которому ООО «У*» произведена уборка сухого мусора по адресу п. Лесная Дача <адрес>, поскольку актфиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 22 сентября 2010 года с приложенными к нему фототаблицами и показания свидетеля Ховрина В.Н. свидетельствуют об обратном.
Таким образом, с учетом вышеуказанных доказательств, бездействие администрации МО «ЗСП», выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в пятидесяти метрах от дома № по ул. <адрес> пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области по дороге в сторону старых очистных сооружений следует признать незаконным.
Статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2.1. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) предусмотрено, что при температуре наружного воздуха свыше плюс 5 градус твердые бытовые отходы подлежат ежедневному вывозу.
Из п. 2.2.2. указанных Санитарных правил следует, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (п. 2.2.3 Санитарных правил).
Признавая незаконным бездействие ответчика по ликвидации несанкционированной сварки, суд считает необходимым обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанного участка местности с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований и обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области оборудовать на улице <адрес> в пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области площадки для установки контейнеров, установить на них необходимое количество стандартных металлических контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации МО «ЗСП» Барышского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «ЗСП» Барышского района, выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в пятидесяти метрах от дома <адрес> пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области по дороге в сторону старых очистных сооружений, незаконным.
Обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления сучастка местности, расположенного в пятидесяти метрах от дома № № по ул. <адрес> пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области, с соблюдением установленных природоохранным законодательством требований.
Обязать администрацию МО «ЗСП» Барышского района Ульяновской области оборудовать на улице <адрес> в пос. Лесная Дача Барышского района Ульяновской области площадки для установки контейнеров, установить на них необходимое количество стандартных металлических контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).
Взыскать с администрации МО «ЗСП» Барышского района государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (Двести) рублей
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.
Судья Е.С. Челбаева