решение о возложении на МО обязанности поставить бесхозяйное имущество на учет в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество



Дело № 2-537 / 2010 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2010 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации МО «Земляничненское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и о возложении обязанности принять меры к регистрации бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения пруда на р. Сыр-Барыш у ... Барышского района Ульяновской области в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Барышского района обратился в суд с иском к администрации МО «Земляничненское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на р. Сыр-Барыш у с. ... Барышского района Ульяновской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. Просит возложить на ответчика обязанность принять меры к регистрации указанного бесхозяйного имущества в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Мотивируя заявленное требование, прокурор указал, что в результате проведенной проверкиустановлено, что на территории МО «Земляничненское сельское поселение», а именно на р. Сыр-Барыш у с. ... Барышского района расположен пруд с ГТС собственник которого неизвестен.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно ст. 225 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 3 и 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 33 Устава МО «Земляничненское сельское поселение» администрация поселение является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает правами юридического лица и тем самым, в соответствии с п. 5 указанного выше Положения обладает правом обращения в территориальный орган Федеральной регистрационной службы (в настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)) для постановки объекта на учёт.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11 и 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Между тем, вследствие отсутствия собственника или эксплуатирующей организации под воздействием естественных процессов ГТС постепенно разрушается, что может повлечь за собой подтопление жилых домов.

Старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В., в судебном заседании заявленное требование поддержал и привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

Администрация МО «Земляниченское сельское поселение», надлежащим образом извещенная о дне слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв не представила.

Третье лицо Среднеповолжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору явку представителя в судебное заседание не обеспечило, но представило отзыв, в котором полностью поддерживает заявленный прокурором иск.

Проверив представленные доказательства, выслушав доводы участвующего в деле прокурора, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, чтонатерритории муниципального образования «Земляниченское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области расположено гидротехническое сооружение на реке Сыр-Барыш у с. ....

Указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйной недвижимостью. Данный факт подтверждается письмом ответчика № 437 от 5 октября 2010 года, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 6 октября 2010 года, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, а также сведениями, предоставленными третьим лицом.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают. Следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 23 и 26 статьи 8 Устава МО «Земляничненского сельского поселения» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности ГТС и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования МО «Земляниченское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области, необращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с администрации МО «Земляниченское сельское поселение» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Земляниченское сельское поселение» по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на р. Сыр-Барыш у с. ... Барышского района Ульяновской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Земляниченское сельское поселение» принять меры к регистрации бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на р. Сыр-Барыш у с. ... Барышского района Ульяновской области в территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Взыскать с администрации муниципального образования «Земляниченское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета 200 (Двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С. Челбаева