решение о нарушении противопожарной безопасности



Дело № 2 - 547 / 2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Н. специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "О***" о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности и об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района обратился в суд с иском к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Н. специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "О***" (именуемый в дальнейшем "Н. детский дом") в котором просит признать незаконным бездействие в части обеспечения пожарной безопасности, возложить обязанность в срок до .... ширину лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности и до устранения в полном объеме указанного нарушения запретить размещение, нахождение и проживание воспитанников на ... этаже образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, .... .... В обоснование заявленного иска прокурор указал, что в ходе проведенной .... совместно с отделением государственного пожарного надзора ... УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области проверки соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности. В частности, установлено, что в нарушение требований п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность» ширина лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса менее требуемой (требуемая 1, 35 м, фактическая ... м).

По результатам вышеуказанной проверки на имя директора Н. детского дома .... внесено представление об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 (в ред. 18.10.2007) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

.... прокуратурой района проведена повторная проверка исполнения ранее выданного представления, в результате которой установлено, что в деятельности Н. детского дома вышеуказанное нарушение не устранено.

Таким образом, с .... по настоящее время администрация Н. детского дома каких-либо действий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не предпринимает, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами вышеуказанного учреждения обязанности по обеспечению противопожарной безопасности, что нарушает установленное Конституцией РФ право граждан РФ на безопасное для жизни и здоровья пользование социальными учреждениями, на безопасное существование и проживание в них и следует расценить как бездействие.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Необходимо учесть социальную значимость вышеуказанного учреждения, а также то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников и работников Н. детского дома Выявленные в ходе проверки нарушения требований противопожарной безопасности должны быть устранены в целях предотвращения техногенной катастрофы, неблагоприятных последствий для людей и их массовой гибели.

Старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. в судебном заседании иск поддержал и привел доводы аналогичные изложенным в заявлении. При этом он уточнил, что запретить размещение, нахождение и проживание воспитанников на ... этаже образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, .... следует до момента устранения выявленного нарушения требований пожарной безопасности, а именно до приведения ширины лестничного марша лестничной клетки ... в соответствие с требованиями п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность».

Представитель Н. детского дома Ш.Т.А. возражая против иска, признала, что ширина лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса действительно не соответствует требованиям п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность». Вместо требуемой ширины 1,35 м. ширина составляет ... м. Вместе с тем, здание, в котором расположен детский дом, является объектом культурного наследия - «А***», ХIХ-нач. ХХ века. В связи с этим изменение облика памятника архитектуры будет противоречить Федеральному закону "Об объектах культурного наследия". Кроме того, увеличение ширины лестничного марша технически невозможно. Лестничный марш состоит из ... частей, каждая из которых с одной стороны ограничена стеной, а с другой - второй частью лестничного марша. Увеличение ширины одной части лестничного марша приведет к уменьшению ширины другой его части. Кроме этого, в том крыле, где расположена указанная лестница, имеется другой эвакуационный выход, оборудованный согласно предписанию госпожнадзора в .... году и ведущий из жилых помещений непосредственно на улицу. Более того, Детский дом заключил с Негосударственным учреждением науки «Н***» договор на проведение расчета временных параметров при эвакуации. Эксперты обследовали здание и дали предварительное заключение о том, что в связи с небольшим числом лиц, проживающих в этом крыле, наличием дополнительного эвакуационного выхода, ведущего на улицу из спальни мальчиков, эксплаутация лестничного марша в таком виде допустима. Письменное заключение должно быть изготовлено .....

Третье лицо Отделение государственного пожарного надзора ... УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О дне слушания дела извещено надлежащим образом. Давая объяснения в судебном заседании ...., главный государственный инспектор .... по пожарному надзору О.В.А. пояснил, что хотя ширина лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса не соответствует требованиям п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность», а именно вместо требуемой ширины 1,35 м. ширина фактически составляет ... м., но увеличение ширины этого лестничного марша невозможно по техническим причинам. Этому препятствует то обстоятельство, что лестничный марш, состоит из ... частей. Каждая часть лестницы с одной стороны ограничена капитальной стеной, а с другой - второй частью лестничного марша. К тому же в этом крыле имеется дополнительный эвакуационный выход, ведущий из спальни сразу на улицу. При таких условиях эвакуация возможна иным путем и есть вероятность, что эксперты Н*** дадут заключение о возможности эксплуатации здания и при такой ширине лестницы. Если заключение будет отрицательным вопрос об обеспечении пожарной безопасности возможно решить иным способом. Например, запретить использование помещений второго этажа южного крыла.

Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, оснований для удовлетворения заявленного иска суд не усматривает.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Барышского района и Отделением государственного пожарного надзора ... УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области в ходе проведённой проверки соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности ОГОУ Новодольский детский дом выявлены нарушения п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность». А именно ширина лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса менее требуемой (... м. вместо требуемой 1, 35 м,).

Вместе с тем, согласно сообщению Комитета Ульяновской области по культурному наследию здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, Барышский район, ...., является объектом культурного наследия "А***", ХIХ- нач. ХХ века на основании Распоряжения главы администрации Ульяновской области от .... ... Указанная информация подтверждена представленной суду копией названного распоряжения и приложения к нему (Список недвижимых памятников (вновь выявленных памятников, объектов истории и культуры) Барышского района, принятых Министерством культуры РФ (письмо № 421-39-14 от 24.03.1998).

Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с названным Федеральным законом могут существовать в виде ансамбля - четко локализуемого на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана включает в себя в частности установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия.

С учетом изложенного, действующее федеральное законодательство не допускает изменение облика и интерьера объекта культурного наследия, так как по смыслу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ это представляет собой действие, направленное на причинение вреда объекту культурного наследия.

Правильность подобного толкования положений федерального законодательства подтверждается также Положением о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 407, в соответствии с пунктом 5.4.4.2 которого Служба выдает обязательные для исполнения предписания о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что изменение внутреннего облика объекта культурного наследия (расширение лестничного марша лестничной клетки ...) действующее федеральное законодательство рассматривает как действие, направленное на причинение вреда объектам культурного наследия, и запрещает его вплоть до установления ответственности за данные действия, суд полагает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Следует также учесть объяснения представителя истца и представителя пожарного надзора о том, что изменить ширину лестничного марша не представляется возможным по техническим причинам. Данный факт участвующим в деле прокурором не оспорен.

Более того, хотя прокурор и настаивает на возложении на ответчика обязанности привести ширину лестничного марша лестничной клетки ... в соответствии с требованиями пожарной безопасности, суд, между тем, с учетом принятых ответчиком компенсирующих мер, таких как, например, устройство дополнительного эвакуационного выхода, считает, что несоблюдение отдельных требований СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность» в отдельно взятых элементах здания не может быть расценено на как нарушение требований пожарной безопасности, влекущее обязательное и безусловное приведение этих элементов в соответствие с названным нормативным актом.

Представляется, что в случае невозможности привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности отдельные элементы конструкции здания, вопрос о соблюдении требований пожарной безопасности должен решаться иным способом.

Поскольку суд не усматривает оснований для о признании незаконным бездействия Н. детского дома по обеспечению пожарной безопасности и о возложении обязанности ширину лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности, то в данном случае оснований для запрещения размещения, нахождения и проживания воспитанников на 2 этаже образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, .... до устранения указанного нарушения также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Барышского района Ульяновской области в удовлетворении иска к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Н. специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «О***» о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности, о возложении обязанности в срок до .... ширину лестничного марша лестничной клетки ... жилого корпуса привести в соответствии с требованиями пожарной безопасности и до устранения в полном объеме указанного нарушения запретить размещение, нахождение и проживание воспитанников на ... этаже образовательного учреждения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, .... отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С. Челбаева