решение о назначении субсидий на жилье



Дело № 2 - 743 / 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011 года г.Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колеганова Ю.Т. к Отделу государственных социальных гарантий по Барышскому району Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконными действий отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области об отказе ему в назначении жилищной субсидии, возложении обязанности назначить ему жилищную субсидию с ... по ... и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей и оплате услуг адвоката в размере ... рублей

УСТАНОВИЛ:

Колеганов Ю.Т. обратился в суд с иском к Отделу государственных социальных гарантий по Барышскому району Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконными действий отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области об отказе ему в назначении жилищной субсидии, возложении обязанности назначить ему жилищную субсидию с ... по ... и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ... рублей и оплате услуг адвоката в размере ... рублей. Мотивируя свои требования указал, что согласно договору социального наймажилого помещения от .... ему и членам его семьи предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: г. Барыш, ... На данной жилой площади зарегистрированы: он, К.В.П., с которой брак расторгнут, она не является членом его семьи, и фактически не проживает на данной жилплощади; сын К.С.Ю. и его несовершеннолетний ребенок Д., которые фактически не проживают на данной жилплощади, проживают фактически в ... и сын К.А.Ю., который не проживает на данной жилплощади, отбывает наказание в местах лишения свободы, согласно приговору Барышского городского суда, до .... Его обращение о предоставлении субсидии ЖКХ, как малообеспеченному гражданину, было оставлено без удовлетворения по причине того, что К.С. и его сын Д. зарегистрированы на данной жилой площади и К.С. имеет доход, т.е. по мнению отдела субсидий, совокупный ежемесячный доход его семьи превышает порог (размер платы за услуги ЖКХ) в ...%. Не соглашаясь с указанным решением ответчика указал, что он предоставил в отдел субсидий свидетельство, выданное органом регистрационного учета ОУФМС России по ... в ... о том, что К.С.Ю. и его несовершеннолетний сын Д. зарегистрированы по месту пребывания, по адресу: .... на срок с ... по ..., где и фактически проживают. А за спорное жилое помещение и коммунальные услуги в РКЦ он оплачивает лишь за себя, поскольку проживает в квартире один. Поскольку К.С. и несовершеннолетний сын К.Д. постоянно не проживают по адресу: г. Барыш, ..., считает, что на законных основаниях имеет право на предоставление ему субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В судебном заседании истец Колеганов Ю.Т. поддержав иск в полном объеме дополнил, что хотя в квартире № ..., в г. Барыше, кроме него еще зарегистрированы и другие граждане, а именно бывшая жена, два сына и внук, но совместно с ним длительное время не проживают, полагает, что он имеет право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как малообеспеченный гражданин. На основании изложенного просит признать действия отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области по отказу ему в назначении жилищной субсидии незаконными и необоснованными. 0бязатьответчика назначить ему жилищную субсидию с ... по .... А также просит взыскать с отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области в его пользу судебные расходы: ... руб.- по оплате государственной пошлины и ... руб. за оказание юридических услуг по составлению искового заявления.

Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области(Отдела реализации государственных социальных гарантий по Барышскому району) Федотов А.Н. возражая против иска пояснил, что Отдел реализации государственных социальных гарантий по Барышскому району создан для реализации прав граждан, проживающих на территории Барышского района, на получение социальной поддержки, адресной помощи и для реализации социальной политики Ульяновской области, Российской Федерации, в сфере предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В своей работе Отдел руководствуется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761.Согласно пункту 33 указанных Правил, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Действительно истец, в ... года, дважды обращался в Отдел за консультацией по поводу получения субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ему было разъяснено, какой именно пакет документов он должен предоставить в Отдел со своим заявлением, для решения данного вопроса. Согласно предоставленных истцом документов в квартире, где он проживает, то есть, по адресу: г. Барыш, ..., кроме него еще зарегистрированы- К.В.П. (бывшая жена), К.С. и А. (сыновья) и К.Д. (внук), на которых как указано выше, он должен был предоставить сведения о доходах, в том числе и на супругу сына С. - К.О.А. После предоставления необходимых документов, заявление Колеганова Ю.Т. было принято Отделом и с ... предоставлены субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Считает, что иск заявлен необоснованно и просит оставить требования без удовлетворения.

Проверив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, оснований для удовлетворения заявленного требования суд не находит.

Судом установлено, что истец Колеганов Ю.Т. на основании договора найма ... от ... занимает квартиру ... в Барыше, Ульяновской области.

Из содержания ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч. 2). Они должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3). Следовательно, хотя члены семьи нанимателя и не подписывают договор социального найма, они являются участниками данного договора.

Согласно договора найма ... от ..., справки формы № 8 К.Ю.Т. значится основным квартиросъемщиком, а К.В.П. (бывшая жена), К. С.Ю. и А.Ю. (сыновья) и К.Д.С. (внук), значатся членами семьи истца. Указанные выше лица, зарегистрированы в квартире ..., в Барыше, Ульяновской области, по настоящее время.

Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 159 предусматривает предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это бюджетные средства, которые предоставляются гражданам на условиях долевого финансирования целевых расходов (на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Из журнала регистрации приема граждан по вопросам назначения и выплаты субсидий и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг видно, что Колеганов Ю.Т. в течение ... года неоднократно обращался в Отдел реализации государственных социальных гарантий по Барышскому району за консультацией по вопросу назначения и выплаты субсидий и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг. Так, ..., ... и ... ему были даны соответствующие консультации, в частности было разъяснено, какой пакет документов должен быть предоставлен при подаче соответствующего заявления. Данные обстоятельства установлены в суде и не оспариваются сторонами.

Вместе с тем, истец оспаривая законность требований сведений о доходах кроме него, всех зарегистрированных в квартире, еще и доходы снохи К.О.А. ссылается на то, что хотя К.В.П.., К.С.Ю. и А.Ю. и К.Д.С. и зарегистрированы в квартире, однако в ней фактически не проживают. Бремя по её содержанию не несут. А сноха К.О.А. не только не проживает, но и не имеет регистрации в данном жилом помещении.

Считая данные доводы несостоятельными, суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Законодатель наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, порядка определения состава семьи получателя субсидии, и исчисления совокупного дохода такой семьи (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила). Пункт 33 Правил устанавливает порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии. В соответствии с данным порядком в составе совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации), а не факт их совместного проживания. Семейные отношения строятся на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Семейный кодекс Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования семейных отношений называет равенство прав супругов, приоритет защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Каждый из супругов свободен в выборе места пребывания и жительства (статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации).

Исходя из правового статуса супругов, несовершеннолетних детей и их родителей, определяемого семейным законодательством, Правительство Российской Федерации установило, что при исчислении совокупного дохода семьи для получения субсидии не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан с получателем субсидии.

По мнению суда, пункт 33 Правил не противоречит статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку данная норма регулирует права и обязанности граждан, проживающих совместно с нанимателем жилого помещения, тогда как предметом правового регулирования пункта 33 Правил являются иные отношения, а именно: порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии.

Часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает заявительный характер предоставления субсидий. Гражданин, претендующий на получение субсидии, должен в заявлении указать постоянно проживающих совместно с ним членов семьи. Однако данная норма Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливает порядка определения состава семьи получателя субсидии. Данная норма не регулирует вопрос определения совокупного дохода семьи получателя субсидии, а указывает на то, что субсидия выплачивается не только получателю субсидии, если он проживает в жилом помещении не один, а с учетом и других лиц - постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи. С учетом формул, используемых при определении размера субсидии (пункты 24 - 26 Правил), учет постоянно проживающих совместно с получателем субсидии членов семьи размер этой субсидии номинально увеличивается.

Таким образом, установление компетентным органом государственной власти порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, при котором учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, независимо от раздельного или совместного проживания, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что после предоставления Колегановым Ю.Т. в Отдел государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области заявления на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с необходимыми документами (сведения о составе семьи, о доходах и др.), с ... субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему была предоставлена.

Суд не находит оснований для удовлетворения иска в части признания незаконными действий отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области по отказу в назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и возложении обязанности назначить жилищную субсидию с ... по .... Поскольку как указано выше, законом установлен заявительный характер предоставления субсидий, а с заявлением истец обратился лишь ..., и именно с этого времени субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему была предоставлена.

Учитывая изложенное, соответственно не подлежит удовлетворению требование Колеганова Ю.Т. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей и расходов за составление искового заявления в сумме ... рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колеганова Ю.Т. к Отделу государственных социальных гарантий по Барышскому району Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконными действий отдела государственных социальных гарантий по Барышскому району Министерства труда и социального развития Ульяновской области об отказе в назначении жилищной субсидии, возложении обязанности назначить ему жилищную субсидию с ... по ..., о взыскании в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в сумме ... рублей и оплате услуг адвоката в размере ... рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья Л.И. Зотова