Именем Российской Федерации
26 января 2011 года г. Барыш Ульяновской области
Барышский городской суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,
при секретаре Шаряевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко О.Ю. к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональному училищу №12 о признании незаконным бездействия должностных лиц, о возмещении материального ущерба и взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Зинченко О.Ю. обратился в суд с иском к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональному училищу №12 (ОГОУ НПО ПУ-12), в котором просит признать незаконным бездействие должностных лиц, не обеспечивших его по окончании учебного заведения жилым помещением, не предпринявших мер для оказания ему помощи в получении жилищного сертификата. Кроме этого, просит взыскать с ответчика в счет возмещения материального ущерба стоимость причитающейся ему жилой площади в сумме 1200000 руб. и взыскать денежную компенсацию морального вреда в сумме 2000000 руб.
В обоснование заявленного требования Зинченко О.Ю. указал, что является сиротой и имеет право на получение жилищного сертификата. Находился в ОГОУ НПО ПУ-12 на государственном обеспечении с 2002 года. По окончании указанного учебного заведения ему жилая площадь предоставлена не была. Жилищный сертификат ему также не выдавался. Оставшись без жилья, вынужден был скитаться. В связи с этим в ... году был осужден и до ... отбывал наказание в местах лишения свободы. После отбытия наказания и возвращения из мест лишения свободы жильем также обеспечен не был, в связи с чем в ... году вновь совершил преступление. Полагает, что бездействием работников ОГОУ НПО ПУ-12 ему был причинен моральный вред - нравственные страдания, в возмещение которых истец просит взыскать с ответчика 2 миллиона рублей. Кроме того, в связи с тем, что не был обеспечен жильем, просит взыскать с ответчика стоимость причитающегося ему жилого помещения в сумме 1 млн. 200 тыс. руб.
Истец Зинченко О.Ю., будучи осужденным к лишению свободы по приговору Барышского городского суда от ..., в судебное заседание не доставлялся. О дне слушания дела извещен надлежащим образом. В дополнительно представленном заявлении истец указал, что после отбытия наказания в ... году вернулся в ОГОУ НПО ПУ-12, где ему должны были предоставить временное жилье, трудоустроить или поставить на учет в центр занятости населения. Вместо этого его направили в администрацию <данные изъяты> района, где жилье ему не предоставили, не прописали и откуда вновь направили в ОГОУ НПО ПУ-12. Не зная куда обратиться, он остался без жилья.
Представитель ответчика ОГОУ НПО ПУ-12 Сафронова В.Н. иск не признала и пояснила, что Зинченко О.Ю. прибыл в училище из ... школы-интерната в 2002 году. Обучался в училище по 2003 год. До официального выпуска из училища совершил преступление, в связи с чем ... был осужден к лишению свободы. В 2004 году весной освободился и вернулся в ОГОУ НПО ПУ-12. На период летних каникул его поселили у родителей в с. ... Барышского района. Там же его устроили на работу в СПК ...». Осенью 2004 года он приехал в училище и временно (до исполнения 18-летнего возраста) поселился в общежитии. Не достигнув совершеннолетия, Зинченко О.Ю. вновь совершил преступление, был взят под стражу и в январе ... года осужден к лишению свободы. После отбытия наказания в ... году он возвратился в училище, где были предприняты меры для обеспечения его временным жильем, до получения жилищного сертификата. Администрация МО «...» (по месту первичного выявления несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей и его учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения) предоставила Зинченко О.Ю. жилье для временного проживания в с. .... Для получения жилищного сертификата Зинченко О.Ю. необходимо было обменять паспорт (к тому времени он достиг возраста 21 года) и подать соответствующее заявление с прочими документами. Зинченко О.Ю. паспорт не обменял, документы не собрал. Соответственно жилищный сертификат ему выдан не был. Представитель ответчика полагает, что со стороны ответчика отсутствует бездействие, повлекшее необеспечение Зинченко О.Ю. жильем. Соответственно отсутствуют основания для возмещения ему материального ущерба или морального вреда.
Проверив представленные доказательства, выслушав доводы представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Из представленных суду документов усматривается, что Зинченко О.Ю. ... года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что решением Базарносызганского суда его родители были лишены родительских прав.
На основании постановления главы администрации МО «<данные изъяты>» №4 от 11 января 2002 года Зинченко О.Ю. помещен в ОГОУ СКДД «Дом детства» г. .... Закрепленного жилья не имел и состоял на учете как нуждающийся в получении жилого помещения по месту первичного выявления - в администрации МО «Базарносызганский район». С 2002 по 2003 год проходил обучение в ОГОУ НПО ПУ-12. С ... по ..., с ... по ... отбывал наказание в местах лишения свободы. В настоящее время вновь отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда от ....
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1).
Согласно статье 8 того же Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно ст.3-5 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» предоставление жилых помещений лицам, указанным в ст.2 настоящего закона, осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным Правительством Ульяновской области.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями федеральных законов, а также настоящего Закона.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 января 2008 года № 1-П был утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.
Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в п. 6 Порядка. А именно заявление о выдаче сертификата по форме, установленной Министерством образования Ульяновской области; копию паспорта; копию военного билета либо документа из образовательного учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении, либо документа об освобождении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; копии документов, подтверждающих принадлежность к лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; справку, выданную органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, по месту первичного учета детей-сирот, подтверждающую отсутствие закрепленного жилого помещения; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии жилых помещений в собственности.
В соответствии со ст.6-7 указанного Закона органы местного самоуправления в целях реализации указанного закона вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, а органы государственной власти Ульяновской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
Приведенные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что право на обеспечение жилым помещением в виде предоставления жилищного сертификата имеет лицо, оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившееся за получением жилищного сертификата в возрасте от 18 до 23 лет, представив соответствующие документы.
При этом, как указывалось выше, приобретение жилья по жилищному сертификату осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Поскольку на момент достижения 18-летнего возраста истец не являлся обучающимся ОГОУ НПО ПУ-12, указанное учебное заведение не являлось его законным представителем. Соответственно, Зинченко О.Ю. должен был самостоятельно обратиться за получением жилищного сертификата, представив соответствующие документы.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия должностных лиц ОГОУ НПО ПУ-12, не обеспечивших Зинченко О.Ю. по окончании учебного заведения жилым помещением и не предпринявших мер для оказания ему помощи в получении жилищного сертификата. Соответственно, суд не усматривает законных оснований для взыскания в пользу Зинченко О.Ю. с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме 2000000 руб. и материального ущерба в размере стоимости причитающейся ему жилой площади в сумме 1200000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Зинченко О.Ю. в удовлетворении иска к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональному училищу №12 о признании незаконным бездействия должностных лиц, о возмещении материального ущерба и взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Е.С. Челбаева