о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий вдову участника ВОВ



Дело № 2-189 / 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.,

с участием истца Богачевой Н.В.,

представителя истца Марковой О.А.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богачевой Н.В. к администрации МО «Земляниченское сельское поселение» о признании незаконным заключения №17 Межведомственной комиссии от 16 февраля 2011 года, постановления администрации МО «Земляниченское сельское поселение» № 19 от 18 февраля 2011 года и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Богачева Н.В. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Администрации МО «Земляниченское сельское поселение», в котором просит признать незаконным заключение Межведомственной комиссии №17 от 16 февраля 2011 года о признании жилого помещения по адресу с. ... Барышского района Ульяновской области, ... пригодным для проживания, постановления администрации № 19 от 18 февраля 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложить на ответчика обязанность поставить её на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленного требования Богачева Н.В. указала, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на сохранение льгот, которыми пользовалась при жизни мужа. Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» гарантирует обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно Указу Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» определено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей до 1 мая 2010 года. Вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определения порядка предоставления жилых помещений и признания жилых помещений непригодными для проживания в соответствии со ст. 14 ЖК РФ находятся в ведении органов местного самоуправления. Между тем, постановлением администрации МО «Земляниченкое сельское поселение» №19 от 18 февраля 2011 года ей было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий в связи с отсутствием оснований для признания занимаемого жилого помещения непригодным для проживания. С таким решением она не согласна, поскольку оно принято без учета следующих обстоятельств. В квартире, которую занимает истица, отсутствуют условия для проживания: нет ванны, бани, канализации, выгребной ямы, туалета. Отопление квартиры дровяное, осуществляется с помощью печки, которая находится в аварийном состоянии. Печь в необходимой мере квартиру не отапливает. С учетом возраста ей тяжело носить дрова, кроме того, она страдает астмой.

Истица Богачева Н.В. в суде иск поддержала и привела доводы, аналогичные изложенным в заявлении. При этом она дополнила, что проживает одна, детей не имеет. Квартира находится в её собственности. В связи с тем, что жилье разрушается и не имеет удобств, 20 января 2011 года она обратилась в администрацию МО «Земляниченкое сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку как вдова участника ВОВ имеет право на внеочередное предоставление жилья. 16 февраля 2011 года Межведомственная комиссия администрации обследовала её жилищные условия и выдала заключение, что занимаемое жилое помещение для проживания пригодно. На основании этого администрация отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако она с этим не согласна. Квартира требует капитального ремонта, на который она не имеет денежных средств. Кроме этого, в силу престарелого возраста ей затруднительно отапливать жилье. В квартире сыро, водопровод отсутствует. Хотя слив она оборудовала, но туалета и ванной в квартире нет. Воду в дом ей приносить тяжело. Все эти обстоятельства, по её мнению, являются основанием для признания жилья непригодным для проживания и обеспечения её благоустроенным жильем как вдову участника ВОВ.

Представитель истца Маркова О.А. заявленный иск также поддержала и привела аналогичные доводы. Кроме того, она пояснила, что в фундаменте и стенах дома имеются трещины, пол местами сгнил, требуется ремонт крыши. Богачева Н.В. в силу возраста и материального положения ремонт произвести не сможет.

Ответчик Администрация МО «Земляниченское сельское поселение», третьи лица Министерство труда и социального развития Ульяновской области, а также Министерство финансов Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Представили отзывы, в которых содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Из отзыва администрации МО «Земляниченское сельское поселение» следует, что исковые требования Богачевой Н.В. она не признает и считает их необоснованными. 20 января 2011 года Богачева Н.В. обратилась в администрацию с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление и приложенные к нему документы были приняты. Богачева Н.В. имеет в собственности квартиру общей площадью 43,3 кв.м., что превышает учетную норму. 16 февраля 2011 года межведомственная комиссия МО МО «Земляниченское сельское поселение» произвела обследование жилого помещения Богачевой Н.В. и составила соответствующий акт. По заключению Межведомственной комиссии занимаемое истицей жилое помещение для проживания пригодно. На основании этого 18 февраля 2011 года Администрацией было принято постановление №19 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Земляниченского сельского поселения».

Из отзыва, представленного представителем Министерства финансов Ульяновской области, следует, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений». Пунктом 6 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органами местного самоуправления. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Главным распорядителем указанных денежных средств в Ульяновской области является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

Из отзыва, представленного представителем Министерства труда и социального развития Ульяновской области, следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В представленных органом местного самоуправления списках Богачева Н.В. не значится. Министерство труда и социального развития не вправе выдать жилищный сертификат.

Проверив представленные доказательства, выслушав объяснение истца и его представителя, оснований для удовлетворения заявленного требования суд не находит.

Судом установлено, что истец Богачева Н.В. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Проживает и зарегистрирована в принадлежащей ей на праве собственности ... в с. ... Барышского района Ульяновской области. Указанные факты подтверждается справкой №32 от 15 июня 1994 года, выданной Барышским комитетом социальной защиты населения Ульяновской области, договором купли-продажи квартиры от 28 июня 1994 года, справкой БТИ № 34-Б от 18 января 2011 года.

20 января 2011 года Богачева Н.В. обратилась в администрацию МО «Земляниченское сельское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

16 февраля 2011 года Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации МО «Земляниченское сельское поселение» № 13 от 15 марта 2010 года, произвела осмотр жилья, принадлежащего Богачевой Н.В., и составила акт № 17 от 16 февраля 2011 года о том, что занимаемое истицей жилое помещение для проживания пригодно.

18 февраля 2011 года Администрацией было принято постановление №19 «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на территории Земляниченского сельского поселения». Основанием к отказу послужили те обстоятельства, что площадь квартиры истицы составляет 45 кв. м. и её жилье пригодно для проживания.

Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии у Богачевой Н.В. права на улучшение жилищных условий, поскольку в суде не доказан факт о её нуждаемости в этом.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, где сказано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями

Таким образом, для решения вопроса о необходимости обеспечения истицу жильем в соответствии с вышеприведенным законодательством необходимо признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2), а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3).

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (п. 5).

Согласно решению Совета депутатов МО «Земляниченское сельское поселение» № 7/18 от 1 июля 2010 года «Об установлении размера учетной нормы и размера нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании «Земляниченское сельское поселение» учетная норма площади жилого помещения (независимо от степени благоустройства) установлена в размере 12 кв.м общей площади.

Определяя уровень обеспеченности Богачевой Н.В. жилой площадью в свете приведенных требований жилищного законодательства, суд принимает во внимание, что в соответствии с техническим паспортом, составленным Барышским филиалом Ульяновского ОГУП БТИ по состоянию на 13 января 2011 года, общая площадь квартиры, расположенной по адресу с. ... Барышского района Ульяновской области, ... составляет 45 кв.м., что значительно превышает учетную норму, установленную на территории МО «Земляниченское сельское поселение».

Что касается вопроса определения пригодности занимаемого Богачевой Н.В. жилого помещения для проживания, суд приходит к следующему.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истица одновременно оспаривает выводы Межведомственной комиссии о пригодности её жилья для проживания. В связи с этим по делу была назначена строительно-техническая экспертиза. По заключению эксперта № э1404/11 от 28 марта 2011 года жилое помещение, расположенное в селе ... Барышского района Ульяновской области, ... хотя и не соответствует некоторым требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, но является пригодным для проживания.

Соответственно, основания для признания заключения №17 Межведомственной комиссии администрации МО «Земляниченское сельское поселение» от 16 февраля 2011 года отсутствуют.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, изложены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007).

Согласно пункту 12 названного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В соответствии с п. 41 того же Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Учитывая наличие в квартире истицы системы отопления, отсутствие в селе централизованных инженерных сетей, расположение квартиры в одноэтажном доме, заключение строительно-технической экспертизы, основания для признания квартиры Богачевой Н.В. непригодной для проживания отсутствуют. Соответственно, отсутствуют основания для признания Богачеву Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки её на учет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Богачевой Н.В. в иске к администрации МО «Земляниченское сельское поселение» о признании незаконным заключения №17 Межведомственной комиссии от 16 февраля 2011 года, постановления администрации МО «Земляниченское сельское поселение» № 19 от 18 февраля 2011 года и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С. Челбаева