решение о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы



Дело № 2-307 / 2011 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2011 года                                                   г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С.

при секретаре Шаряевой Л.О.,

с участием истца Кулишовой Н.Е.,

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области Зайцевой О.В., действующей на основании доверенности от 12 мая 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулишовой Н.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж для назначения страховой части трудовой пенсии период работы секретарем судебных заседаний в Барышском районном суде,

УСТАНОВИЛ:

Кулишова Н.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (УПФ), в котором просит обязать ответчика включить в стаж для назначения страховой части пенсии период работы секретарем судебных заседаний в Барышском районном суде с 1 сентября 1973 года по 22 июня 1978 года, не взятый в подсчет стажа при назначении пенсии за выслугу лет. В обоснование заявленного требования истица указала, что с 01 марта 2000г. и по настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с законом от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указанная пенсия была назначена на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. №942, как работнику прокуратуры. Кроме периода службы в органах прокуратуры с 11.02.1980 г. по 29.02.2000 г., в выслугу лет, в соответствии с п. 1.2 Положения, ей был включен период заочного обучения во Всесоюзном юридическом заочном институте с 01.09.1973 г. по 22.06.1978 г. При этом время обучения по юридической специальности в течение 5 лет включено из расчета 2 месяца учебы за 1 мес. службы, что составило 2 года 4 мес. 26 дней. В этот же период времени она работала секретарем судебных заседаний в Барышском районном суде. 10 ноября 2009 года в связи с достижением возраста 55 лет у истицы возникло право на получение страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2008г. №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечение»). Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе, рассмотрев заявление истицы о назначении страховой пенсии, и назначив ей такую пенсию, не включило в стаж период трудовой деятельности в качестве секретаря судебных заседаний Барышского районного суда с 1.09.1973 г. по 22.06.1978 г., мотивировав это тем, что указанный период включен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. С позицией ответчика она не согласна, поскольку в стаж для назначения пенсии за выслугу лет спорный период включен как период учебы в ВУЗе, но не как период работы в трудовой деятельности. Период работы в должности секретаря судебных заседаний в стаж для назначения пенсии за выслугу лет не включен. УПФ ошибочно путает период обучения и период трудовой деятельности.

Представитель ответчика Зайцева О.В. в суде иск не признала и пояснила, что действительно лица, получающие пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю зa оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеют право на получение страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ. При этом названный закон предусматривает, что при исчислении страхового стажа требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. Поскольку период с 01 сентября 1973 года по 22 июня 1978 года засчитан истице в стаж при назначении пенсии за выслугу лет, этот же период не может быть включен в стаж для назначения страховой пенсии.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оснований для удовлетворения заявленного иска суд не находит.

В суде установлено, что Кулишова Н.Е. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля

1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1 марта 2000 года по настоящее время. При назначении пенсии за выслугу лет истице включены периоды военной службы и службы в органах прокуратуры с 11 февраля 1980 года по 29 февраля 2000 года и период иной деятельности (обучения в ВУЗе) с 1 сентября 1973 года по 22 июня1978 года. Период обучения засчитан из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы. Изложенные обстоятельства подтверждаются справками Ульяновской областной прокуратуры № 6-546-2009 от 17 ноября 2009 года и № 6-583-2009 от 15 декабря 2009 г.

Достигнув 10 ноября 2009 года возраста 55 лет, 24 ноября 2009 года истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей страховой части трудовой пенсии по старости.

Такая пенсия была истице назначена, но при этом в стаж для назначения страховой части пенсии период работы в должности секретаря судебных заседаний Барышского районного суда с 1 сентября 1973 года по 22 июня 1978 года ответчик не включил.

Не соглашаясь с позицией Пенсионного фонда, истица полагает, что указанный период (за исключением взятого в подсчет стажа при назначении пенсии за выслугу лет) должен быть включен в страховой стаж, поскольку в указанный период она осуществляла трудовую деятельность и за неё производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд. Кроме того, она просит включить в страховой стаж не период обучения, а период работы, тогда как при назначении пенсии за выслугу лет в стаж ей был включен именно период обучения, но не период работы.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Лица, которым назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12

февраля 1992 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с 1 января 2007 года приобрели право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Положение пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года устанавливает порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения этой категорией граждан права на страховую часть трудовой пенсии.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы или иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.

При этом Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» не предоставляет возможности двойного включения как в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии, так и в стаж для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет одного и того же временного периода.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии прокурорским работникам определен Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942.

В соответствии с п. 1.2. названного Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается также время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Период обучения в ВУЗе с 1 сентября 1973 года по 22 июня 1978 года включен Кулишовой Н.Е. в стаж за выслугу лет на основании приведенного выше Положения.

В соответствии с п. 36 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше и Барышском районе обоснованно не включило Кулишовой Н.Е.в стаж для назначения страховой части пенсии оспариваемый ею период, поскольку этот период был включен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

Следовательно, заявленный ею иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кулишовой Н.Е. в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж период работы секретарем судебных заседаний в Барышском городском суде с 1 сентября 1973 года по 22 июня 1978 года за исключением периода обучения во Всесоюзном юридическом заочном институте, учтенного при назначении пенсии за выслугу лет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                    Е.С. Челбаева