Дело ... год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 августа 2011 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С., при секретаре Захаровой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохина Н.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблгаз» (филиал «Барышмежрайгаз») о возложении обязанности ввести в эксплуатацию отопительную систему с индивидуальным газовым отоплением в квартире № ... дома № ... по ул. ... в г. ... ... области, УСТАНОВИЛ: Ерохин Н.Г. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблгаз» (филиал «Барышмежрайгаз»), в котором просит возложить на ответчика обязанность ввести в эксплуатацию отопительную систему с индивидуальным газовым отоплением в принадлежащей ему совместно с супругой на праве собственности квартире № ... дома № ... по ул. ... в г. ... ... области. В обоснование заявленного требования Ерохин Н.Г. указал, что решением от 17 декабря 2010 года администрация МО «... район» дала согласие на устройство в указанной квартире индивидуального газового отопления в соответствии с представленным проектом. Между ним и ООО «Ульяновскоблгаз» был заключен договор на проектирование газоснабжения указанной квартиры, что и было сделано данной организацией 17 ноября 2010 года. После этого в квартире был произведен монтаж отопительной системы. В ноябре 2010 года он заключил договор с монтажной бригадой, оплатил ... аванс. Поскольку начался отопительный сезон, работы было решено завершить в апреле 2011 года. Однако весной доделывать отопление ему запретили. В судебном заседании истец Ерохин Н.Г. поддержав заявление, привел доводы, изложенные в иске. При этом дополнил, что монтаж системы теплоснабжения в его квартире до настоящего времени не произведен. В 2010 году ему повесили газовый котел, проложили воздуховоды. Монтировать систему отопления было решено после окончания отопительного сезона. Когда сезон закончился, он обратился к подрядчику с требованием закончить монтаж системы отопления. В ответ ему объяснили, что работы не могут быть продолжены, поскольку филиал «Барышмежрайгаз» ООО «Ульяновскоблгаз» в настоящее время не подключает в квартирах индивидуальные источники теплоснабжения. 1 июля 2011 года он обратился в ООО «Ульяновскоблгаз» филиал «Барышмежрайгаз» за разъяснением и получил ответ, что действительно подключать в его квартире индивидуальное газовое отопление не будут, поскольку изменился закон. Он полагает, что ответчик не прав. Хотя в настоящее время его квартира не отключена от центральной системы отопления, но он потратил много денег для оборудования индивидуального отопления, согласовал все действия с администрацией, начал монтажные работы, поэтому полагает, что эти работы должны быть завершены. Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблгаз» Ряполова Н.Ю.., возражая против иска, пояснила, что с 01.01.2011г. на территории Российской Федерации вступили в силу ч.1, пункты 1-6, 8 и 9, части 2, части 3, 5 - 8 статьи 7, статьи 8, 10-12 и 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года№190-ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии с ч.15 ст. 14 указанного Закона переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов запрещается, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Содержание схем теплоснабжения, согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона, поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, утверждается органами местного самоуправления поселений, городских округов. Положениями ч. 3 ст. 29 Закона установлено, что утверждение схем теплоснабжения органами местного самоуправления должно быть осуществлено до 31.12.2011 года. Таким образом, с 1 января 2011г. в случае, если уполномоченными органами не утверждена схема теплоснабжения, утверждающая возможность перехода на индивидуальное отопление жилого помещения в многоквартирном доме, который подключен к системе теплоснабжения, выдача соответствующих технических условий недопустима. Любые работы по подключению и пуску индивидуальных автономных систем теплоснабжения в квартирах многоквартирных жилых домов должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона «О теплоснабжении», то есть только после утверждения соответствующей схемы теплоснабжения. Истец обращался в филиал «Барышмежрайгаз» ООО «Ульяновскоблгаз» за выдачей технических условий и составлением рабочего проекта газоснабжения квартиры в декабре 2010 года. 14 декабря 2010 года указанные документы были ему выданы. Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия либо мотивированный отказ. В то время законных оснований для отказа в выдаче технических условий не имелось. При этом, как видно из решения о согласования переустройства, срок производства работ определен с 17 по 31 декабря 2010 года. Если бы Ерохин Н.Г. в указанный срок смонтировал отопление и обратился за подключением к газоснабжению до 31 декабря 2010 года, то имел бы право на такое подключение. Представители администрации МО «Барышский район» и администрации МО «Барышское городское поселение» надлежащим образом извещенные о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Третье лицо Ерохина Л.Н. извещенная о дне слушания дела, в судебное заседание также не явилась. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие. Изучив представленные доказательства, заслушав доводы участников процесса, оснований для удовлетворения иска суд не находит. Из представленных доказательств следует, что Ерохин Н.Г. совместно с Ерохиной Л.Н. является собственником квартиры №... в многоквартирном доме №... по ул. ... в г. ... области. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории ... области ... года. Согласно техническому паспорту квартира оборудована центральным отоплением. Имея намерение перейти на индивидуальную автономную систему теплоснабжения в своей квартире, Ерохин Н.Г. обратился в филиал «Барышмежрайгаз» ООО «Ульяновскоблгаз» с заявлением о выдаче технических условий и изготовлении проекта внутридомового газового оборудования для перевода квартиры на индивидуальное газовое отопление. Из материалов дела видно, что технические условия на проектирование газоснабжения квартиры № ... дома № ... по ул. ... в г. ... области и рабочий проект были выданы истцу 14 декабря 2010 года, что не противоречит пункту 9 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Из объяснений истца следует, что монтаж индивидуального газового отопления был начат в его квартире в 2010 году. В настоящее время отопление не смонтировано в связи с отказом подрядчика от продолжения работ. Отказ мотивирован запретом филиала «Барышмежрайгаз» на подключение к системе газоснабжения. 1 июля 2011 года он обратился в филиал «Барышмежрайгаз» ООО «Ульяновскоблгаз» за разъяснениями. В ответ на указанное обращение ООО «Ульяновскоблгаз» в лице филиала «Барышмежрайгаз» письмом № 896/05 от 6 июля 2011 года сообщило о том, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 1 января 2011 года запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Этим же письмом ответчик сообщил об отсутствии соответствующей схемы теплоснабжения, которая должна быть утверждена органами местного самоуправления, и без которой любые работы по подключению и пуску индивидуальных автономных систем теплоснабжения в квартирах многоквартирных жилых домов недопустимы. Рассматривая вопрос о правомерности позиции ответчика, суд приходит к следующему. Действительно с 01 января 2011 года на территории Российской Федерации вступили в силу часть 1, пункты 1-6, 8 и 9, части 2, части 3, 5 - 8 статьи 7, статьи 8, 10-12 и 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии с ч. 15 ст. 14 указанного Закона запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Содержание схем теплоснабжения, согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона, поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, утверждается органами местного самоуправления поселений, городских округов. Положениями ч. 3 ст. 29 Закона установлено, что утверждение схем теплоснабжения органами местного самоуправления должно быть осуществлено до 31.12.2011 года. При этом в судебном заседании установлено, что необходимые схемы теплоснабжения до настоящего времени не утверждены. При таких обстоятельствах, по мнению суда, ООО «Ульяновскоблгаз» в лице филиала «Барышмежрайгаз» обоснованно запрещает в настоящее время подключение индивидуальных автономных систем теплоснабжения в многоквартирных домах, в том числе в квартире Ерохина Н.Г. Указанное обстоятельство дает основание для отказа в удовлетворении иска. Кроме этого того, при рассмотрении данного дела суд учитывает следующее. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст. 546 ГК РФ гражданин, использующий тепловую энергию для бытового потребления вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом теплоснабжающую организацию и полной оплаты использованной энергии. При этом отказ от централизованного отопления представляет собой замену (перенос) инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. Согласно ч. 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ указанные действия подпадают под понятие переустройства жилого помещения (квартиры). Порядок переустройства жилого помещения регулируется главой 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления. В соответствии со ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для получения разрешения на перепланировку и (или) переустройство помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения обязан представить следующие документы: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 года N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (в частности, проект установки автономной системы теплоснабжения). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В соответствии со ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Следует отметить, что проект переустройства жилого помещения, в частности, системы теплоснабжения выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, и должен содержать следующие разделы: - расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом; - расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления; - экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление. Проект, разработанный для истца, таких разделов не содержит. Решением администрации МО «... район» 17 декабря 2010 года Ерохину Н.Г. дано согласие на переустройство жилого помещения (устройство индивидуального газового отопления). При этом в п. 2 названного разрешения установлен срок производства ремонтно-строительных работ: с 17 по 31 декабря 2010 года. Однако работы по переустройству до настоящего времени не выполнены. Акт приемочной комиссии истицей не представлен. При отсутствии смонтированной системы индивидуального отопления техническая возможность подключения этой системы к системе газоснабжения у ответчика отсутствует. В соответствии с п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. В силу положений ст. 36 Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома. Уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Это же предусмотрено ст. 246 (пункт 1) и 247 (пункт 1) Гражданского кодекса РФ. Такой же позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.10.2010 N 1275-О-О, где разъяснил, что сами по себе данные положения направлены на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства) и недопущение, в частности, произвольного уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с приведенными выше нормами в выданных Ерохину Н.Г. технических условиях от 14.12.2010 года N 1761/05 указано на необходимость получения письменного согласия квартиросъемщиков на переустройство помещений многоквартирного дома. Истцом же доказательства наличия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию системы отопления не представлены. На заявлении, адресованном в филиал «Барышмежрайгаз» с просьбой выдать технические условия, имеются подписи жильцов только четырех квартир. При таких обстоятельствах разрешение о согласовании переустройства жилого помещения, выданное Ерохину Н.Г. администрацией МО «... район» 17 декабря 2010 года нельзя считать законным. Изложенные выше доказательства в их совокупности дают суду основания для отказа в удовлетворении иска. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Ерохину Н.Г. в иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблгаз» (филиал «Барышмежрайгаз») о возложении обязанности ввести в эксплуатацию отопительную систему с индивидуальным газовым отоплением в квартире № ... дома № ... по ул. ... в г. ... ... области отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней. Судья Е.С. Челбаева