Дело ... г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузнецовой М.А., при секретаре Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области о признании бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления на всей территории поселения, а также с территории несанкционированных свалок, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области о признании бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления на всей территории поселения, а также с территории несанкционированных свалок. Мотивируя свои требования указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузнецова М.А. поддержав иск в полном объеме пояснила, что в августе месяце 2011 года выездной проверкой было установлено, что в состав МО «Старотимошкинское городское поселение» входят: р.п. Старотимошкино, с. Калда, с. Заречное, с. Смольково. Общая численность населения составляет 6500 человек. Несмотря на то, что вывоз отходов ТБО и мусора от жителей, проживающих в многоквартирных жилых домах р.п. Старотимошкино осуществляется ООО «...», в нарушение указанных требований Закона администрацией местного самоуправления муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» надлежащий сбор и вывоз отходов на территории всего муниципального образования не организован, в результате чего на территории поселения образовались несанкционированные свалки, расположенные: в северной части р.п. Старотимошкино, в районе ..., на протяжении примерно ... метров вдоль полевой дороги размещается свалка бытовых отходов. Ширина свалки в среднем ... метров. На момент проверки имелись как следы от сжигания отходов, так и дымление отходов. Общая площадь свалки более ... кв.м., объём имеющихся отходов ориентировочно составляет ... кб.м. Отходы представлены бытовым мусором (пластиковая, картонная и стеклянная тара и упаковка, тряпьё, обои, обувь, обломки мелкой бытовой техники и т.п.), обрезью деревьев, отходами от разборки домов и бань. Свалка аналогичных отходов размещается в восточной части посёлка, на территории ..., в специальном котловане. Котлован расположен между линиями электропередачи. На момент проверки имелось возгорание (дымление) отходов, имеется розлив мазута на площади около ... кв.м. Также ощущался запах фекальных стоков. Сброс бытовых отходов в незначительном количестве порядка ... кб.м. обнаружен на одной из бетонированных карт-накопителей разрушенных очистных сооружений .... В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 02.12.2002 №786, отходы из жилищ несортированные (код 911 001 00 01 00 4), а также их смесь с грунтом, и мусор строительный от разборки зданий (912 006 01 01 00 4) относятся к 4-му классу опасности для окружающей среды, и к размещению на территории населённых мест не допускаются. Отходы мазута и разнородных нефтепродуктов (шламы) (код 4), а также их смесь с грунтом, и мусор строительный от разборки зданий (912 006 01 00 4) относятся к 4-му классу опасности для окружающей среды, и к размещению на территории населённых мест не допускаются. Отходы мазута и разнородных нефтепродуктов (шламы) (код 546 015 02 04 07 3) относятся к 3 классу опасности и должны быть утилизированы. В связи с тем, что на территории поселения выявлены несанкционированные свалки, полагает, что полномочия администрацией муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора выполняются не полной мере. Вывоз отходов осуществляется населением самостоятельно на обозначенные свалки. Несмотря на то, что специализированной организацией отходы от населения, проживающих в многоквартирных жилых домах р.п. Старотимошкино вывозятся периодически, этих мер по решению вопросов местного значения явно недостаточно, о чем свидетельствуют выше приведенные несанкционированные свалки. Указанные нарушения подтверждаются актом Комитета по Госэкоконтролю Ульяновской области фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от ... № ... соответственно и прилагаемыми фототаблицами. Учитывая, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию МО «Старотимошкинское городское поселение» организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, а также обязать администрацию в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок, расположенных: - в северной части р.п. Старотимошкино в районе ... и ... на протяжении примерно ... метров вдоль полевой дороги. Общая площадь свалки более ... кв.м., объем имеющихся отходов ориентировочно составляет ... кб.м. В восточной части р.п. Старотимошкино на территории бывшей суконной фабрики в специальном котловане. Котлован расположен между линиями электропередачи. Площадь свалки составляет около ... кв.м., объем отходов- около ... кб.м. Бетонированные карты- носители разрушенных очистных сооружений суконной фабрики. Объем ... кб.м. Представитель Администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» Белоусов Н.М. не возражая против иска подтвердил, что на территории муниципального образования, в том числе и в р.п. Старотимошкино, действительно имеются несанкционированные свалки, стихийно образованные жителями, которые и были обнаружены в ходе прокурорской проверки. Вместе с тем указал, что Администрацией МО «Старотимошкинское городское поселение» принимаются меры к соблюдению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Заключаются договора с соответствующими организациями на сбор и вывоз мусора, организуются сборы граждан, на которых проводятся беседы профилактического характера. В соответствии с постановлением Главы МО «Барышский район» каждая пятница объявлена санитарным днем по очистке территории населенных пунктов от бытовых отходов и мусора, проводятся конкурсы на «лучший по чистоте, порядку и благоустройству. Дом, улица, участок, территория». Кроме того, были выданы на руки под роспись и отправлены по почте предписания, гражданам и юридическим лицам о необходимости уборки своих территорий. Были установлены сроки выполнения предписаний, нарушители предупреждены об административной ответственности по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области од административных правонарушениях в случае их не выполнения. Представитель Администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» Неделин Р.И. возражая против иска пояснил, что на территории р.п. Старотимошкино находятся и действуют более десятка организаций и предпринимателей без образования юридического лица: ООО «...» (магазин, торговый павильон), ИП С.А.З. (магазин), ИП О.З.Х. (магазин, торговый павильон), ООО «...» (магазин), ООО «...» (кафе-магазин), ИП М.С.А. (магазин, торговый павильон), ИП С.Г.А. (магазин), ИП Б.Р.Х. (магазин), ИП А.Ф.М. (магазин), ИП М.З.Р. (торговый павильон), ИП С.Г.Х. (магазин, торговый павильон), ИП О.С.Х. (магазин) и другие, которые не заключали и не заключают договора на вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов и элементарного мусора. Многие организации и предприниматели без образования юридического лица, осуществляя свою деятельность, продолжают вывозить и складировать отходы производства, мусор в местах, не отведенных для этих целей. Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела фототаблицей, где видно снимок ценника с указанием наименования продукта питания, цены товара и подписи. Администрация МО «Старотимошкинское городское поселение» не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность вышеперечисленных хозяйствующих субъектов, с требованием недопущения размещения на территории выделенной земли свалки. В свою очередь администрация МО «Старотимошкинское городское поселение» заключила договор на утилизацию твердого бытового мусора и производственных нетоксичных отходов с ИП К., т.е. предприняла действие для утилизации твердых бытовых отходов, следовательно бездействие- отсутствует. По указанному договору администрация МО «Старотимошкинское городское поселение» передает собственные отходы производства и потребления, а ИП К. осуществляет прием с их последующей утилизацией от администрации МО «Старотимошкинское городское поселение». Полагает, что со стороны администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» принимаются все возможные меры к вывозу и утилизациибытовых отходов и к недопущению размещения на территории несанкционированных свалок. Сбор и вывоз мусора за других лиц: предприятий и организаций, находящихся на территории МО «Старотимошкинское городское поселение» не относятся к числу обязанностей администрациипоселения. Представитель 3-лица- Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, представителей ответчика, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений, строений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. В судебном заседании установлено, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры при проведении проверки исполнения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства. Хотя, статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года N 52-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства. Также, в силу статей 51, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны, быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. При этом в Уставе МО «Старотимошкинское городское поселение» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения отнесена к компетенции администрации поселения. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и не оспаривается представителями ответчика, что в северной части р.п. Старотимошкино в районе ... и ... на протяжении примерно ... метров вдоль полевой дороги, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления. Общая площадь свалки более ... кв.м., объем имеющихся отходов ориентировочно составляет ... кб.м. Кроме этого, в восточной части р.п. Старотимошкино на территории бывшей ... в специальном котловане, размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления. Котлован расположен между линиями электропередачи. Площадь свалки составляет около ... кв.м., объем отходов- около ... кб.м. Бетонированные карты- носители разрушенных очистных сооружений суконной фабрики. Объем ... кб.м. Указанные свалки образовались стихийно, существуют более двух лет, не огорожены и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей и другие), отходы потребления, остатки пищевых продуктов и другой мусор. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Вместе с тем, в судебном заседании также нашли свое подтверждение факты того, что на выше указанных участках местности размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления, не отвечающие предъявляемым требованиям: участки под размещение свалок твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведены, отсутствуют разрешения на их создание, гидрологические и другие исследования участков не проводились, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии свалок санитарным правилам отсутствуют. Данные обстоятельства представителями ответчика не оспариваются. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по мнению суда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Суд не может принять во внимание ссылку представителя МО «Старотимошкинское городское поселение» Белоусова Н.М. на недостаточность финансирования расходной статьи «Благоустройство», поскольку решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлимой части обеспечения экологической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этого образования, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязательств по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с положениями пунктов 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований ( ст. 9 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ). При этом, в силу ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности субъекта Российской Федерации. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь. Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней. Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 года №5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). Из выше изложенного следует, что бюджет МО «Старотимошкинское городское поселение», с учетом указанного механизма выравнивания его дохода должен обеспечивать, во всяком случае, в пределах муниципальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по охране окружающей среды и созданию условий экологически благоприятного обитания человека. Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований прокурора, в части возложения на ответчика обязанности не только организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления, но и организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок, расположенных: в северной части р.п. Старотимошкино в районе ... и ... на протяжении примерно ... метров вдоль полевой дороги. Общая площадь свалки более ... кв.м., объем имеющихся отходов ориентировочно составляет ... кб.м. В восточной части р.п. Старотимошкино на территории бывшей ... в специальном котловане. Котлован расположен между линиями электропередачи. Площадь свалки составляет около ... кв.м., объем отходов- около ... кб.м. Бетонированные карты- носители разрушенных очистных сооружений суконной фабрики. Объем ... кб.м. Кроме того, учитывая, что до настоящего времени, нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства ответчиком не устранены в полном объеме, суд считает необходимым признать незаконным его бездействие, выраженное в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на выше указанных территориях. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Обязать администрацию муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок, расположенных: - в северной части р.п. Старотимошкино в районе ... и ... на протяжении примерно ... метров вдоль полевой дороги. Общая площадь свалки более ... кв.м., объем имеющихся отходов ориентировочно составляет ... кб.м. - в восточной части р.п. Старотимошкино на территории бывшей суконной фабрики в специальном котловане. Котлован расположен между линиями электропередачи. Площадь свалки составляет около ... кв.м., объем отходов- около ... кб.м. - бетонированные карты- носители разрушенных очистных сооружений суконной фабрики. Объем ... кб.м. Взыскать с Муниципального образования «Старотимошкинское городское поселение» Ульяновской области государственную пошлину в доход территориального бюджета в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней. Судья Л.И. Зотова