о возложении обязанности обследовать жилое помещение и выдать соответствующее заключение



      Дело № 2-716 / 2011 год

                                                    РЕШЕНИЕ

                                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2011 года                                                      г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления образования МО «Барышский район» к администрации МО «Измайловское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившееся в не предоставлении заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и возложении обязанности обследовать жилое помещение и выдать по результатам обследования заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания,

                                              У С Т А Н О В И Л :

Управление образования МО «Барышский район» обратилось в суд с иском к администрации МО «Измайловское городское поселение» о признания незаконным бездействия, выразившееся в не предоставлении заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу: р.п.Измайлово Барышского района, ул.... д...., пригодным (непригодным) для постоянного проживания; о возложении обязанности обследовать жилое помещение, расположенное по адресу: р.п.Измайлово Барышского района, ул.... д...., и выдать по результатам обследования заключение о признании данного жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Мотивируя заявленное требование, истец указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия, указанных помещений и дома установленным требованиям.

Органы местного самоуправления создают в установленном им порядке      комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

За несовершеннолетними С.Е.В., 00.00.0000 г. года рождения, и З.Т.И., 00.00.0000 г. года рождения, на основании постановления Главы Барышского района № 228 от 14.12.1999 г. «Об учреждении опеки над несовершеннолетними» и распоряжения Главы Барышского района ****-р от 00.00.0000 г. «О назначении опеки над З.Т.И. и помещении С.Е.В. в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область. Барышский район, р.п.Измайлово, ул. ..., д. ....

Данное жилое помещение неоднократно обследовалось специалистом отдела опеки и попечительства. Согласно акту обследования сохранности жилого помещения данное помещение находится в неудовлетворительном состоянии. Из акта сохранности жилья от 00.00.0000 г., составленного комиссией, следует, что жилищно-бытовые условия данной квартиры для проживания непригодны. В связи с этим управлением образования направлялись запросы о предоставлении акта обследования жилищной комиссией жилого помещения и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. До настоящего времени администрация МО «Измайловское городское поселение» на данные запросы необходимые документы не предоставила.

Для постановки несовершеннолетних С.Е.В. и З.Т.И. на регистрационный учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением необходимы акт обследования жилищной комиссией жилого помещения, а также заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания согласно приложению № **** к вышеуказанному Положению. В связи с отсутствием данных документов поставить несовершеннолетних детей на учет невозможно, что нарушает их права.

           Представитель истца - Погодина С.Г. в судебном заседании, поддержав заявленное требование, привела аналогичные доводы.

Представитель ответчика - Силантьева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Из пояснений представителя следует, что она является секретарём межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания в МО «Измайловское городское поселение», созданной согласно постановлению Главы администрации данного МО от 00.00.0000 г. г. № ****. Данным постановлением утвержден состав комиссии.      00.00.0000 г. комиссия произвела обследование спорного жилого помещения, по результатам которого составлены акт обследования жилого помещения и заключение. Как было указано в акте, дом кирпичный, двухквартирный; полы провалились; голландка дымит, местами имеются трещины; проводка полностью оголена; вода в доме отсутствует; потолок провис и нуждается в капитальном ремонте; на главной стене дома имеется трещина. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения - признать данное жилое помещение непригодным для постоянного проживания. Однако в данном акте обследования помещения и заключении не все члены комиссии поставили свои подписи, при этом представители Территориального управления Роспотребнадзора в Кузоватовском районе по Барышскому району и пожарного надзора сослались на отсутствие полномочий на подписание данных документов в отношении несовершеннолетних ( в отношении ветеранов ВОВ такие полномочия у них имеются ), а представитель БТИ сослался на отсутствие технического паспорта на дом, однако денежные средства на изготовление технического паспорта у администрации поселения отсутствуют. С иском не согласны, поскольку администрация поселения не бездействует, меры к оформлению вышеуказанных документов были приняты, данные документы до конца не оформлены по причинам, от администрации поселения не зависящим.

Представитель третьего лица - ОГОУ Новоульяновская (коррекционная) школа-интернат «Парус», а также третье лицо - Хабибуллина Ю.Б. в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, показания свидетелей, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно статье 8 того же Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Статьей 15 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ), регулирующей объекты жилищных прав, предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно положениям п. п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года N 494), которым разработаны нормативные требования, предъявляемые к жилому помещению, а также сам порядок признания его жилым.

В силу п.4 данного Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Согласно п.5 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п.8 данного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В силу п.42 данного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно п.п.48, 49 данного Положения по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм материального права порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как установлено в суде, обращение Управления образования в суд с данным иском направлено на защиту прав несовершеннолетних С.Е.В. 00.00.0000 г. года рождения и З.Т.И. 00.00.0000 г. года рождения, у которых закрепленное жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. Обращение в суд с данным иском вызвано необходимостью поставить их на регистрационный учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, для чего необходимы акт обследования жилищной комиссией жилого помещения, а также заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания согласно Приложению № **** к вышеуказанному Положению. Отсутствие же данных документов является препятствием к постановке несовершеннолетних детей на данный учет, что, по мнению истца, нарушает их права.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению Главы Барышского района № **** от 00.00.0000 г. «Об учреждении опеки над несовершеннолетними» над несовершеннолетними С.Е.В. и З.Т.И. была учреждена опека и за указанными детьми было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область. Барышский район, р.п.Измайлово, ул. ..., д. ....

В суде также установлено, что согласно договору № **** о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 00.00.0000 г. несовершеннолетняя З.Т.И. передана в приемную семью Хабибуллиной Ю.Б., согласно распоряжению Главы Барышского района № ****р от 00.00.0000 г. несовершеннолетний С.Е.В. помещен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ОГОУ Новоульяновская (коррекционная) школа-интернат «Парус».

Как видно из акта от 00.00.0000 г. проверки сохранности жилья, расположенного по адресу: Ульяновская область. Барышский район, р.п.Измайлово, ул. ..., д. ..., комиссия в составе специалистов администрации Измайловского городского поселения произвела обследование данного жилья. Как показало обследование, жилищно-бытовые условия данной квартиры для проживания не пригодны.

Как видно из акта от 00.00.0000 г. проверки сохранности спорного жилья, утвержденного начальником управления образования, без ремонта данная квартира для проживания не пригодна. Управлением образования направлен запрос в администрацию Измайловского городского поселения о проведении обследования жилого помещения комиссией и выдачи заключения о пригодности ( непригодности ) жилого помещения.

В суде установлено, что согласно постановлению Главы администрации МО «Измайловское городское поселение» от 00.00.0000 г.**** для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда в целях признания их пригодными (непригодными) для проживания в МО «Измайловское городское поселение создана межведомственная комиссия. Указанным постановлением утверждены состав комиссии и Положение о данной комиссии.

Как видно из материалов дела ( и не оспаривается представителем ответчика), в связи с неудовлетворительным состоянием спорного жилого помещения Управлением образования в адрес администрации МО «Измайловское городское поселение» неоднократно направлялись запросы о предоставлении акта обследования жилищной комиссией спорного жилого помещения и соответствующего заключения, составленных по форме согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. Данные запросы направлялись Управлением образования в интересах несовершеннолетних нанимателей спорного жилого помещения, что не противоречит п.42 вышеуказанного Положения.

В суде установлено, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы администрации МО «Измайловское городское поселение» от 00.00.0000 г.****, обследование спорного жилого помещения, несмотря на неоднократные обращения Управления образования, до настоящего времени не проведено, акт обследования помещения и заключение о пригодности ( непригодности) спорного жилья для постоянного проживания истцу не представлены.

Представленные представителем ответчика акт обследования спорного жилого помещения и заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 00.00.0000 г., не имеют под собой юридического основания, поскольку таковыми не являются. Как установлено в суде, указанные акт и заключение не подписаны четырьмя ( из шести ) членами комиссии, которые участия в обследовании спорного жилья по разным причинам не принимали. При этом следует учесть, что данные документы датированы еще в марте 2011 года и до настоящего времени ( октябрь 2011 года ) юридической силы не приобрели.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления, по решению которого и была создана данная межведомственная комиссия, поскольку в силу пункта 6 статьи 2 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; указанный контроль.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Таким образом, с учетом вышеуказанных доказательств, с учетом вышеуказанных положений Закона бездействие ответчика, выразившееся не предоставлении заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу: р.п.Измайлово Барышского района, ул.... д...., пригодным (непригодным) для постоянного проживания, нарушает право несовершеннолетних С.Е.В. и З.Т.И. на жилище.

Исходя из изложенного требования Управления образования МО «Барышский район» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                        

                                                      Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления образования МО «Барышский район» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Измайловское городское поселение», выразившееся в не предоставлении заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу: р.п.Измайлово Барышского района, ул.... д...., пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Обязать администрацию МО «Измайловское городское поселение» обследовать жилое помещение, расположенное по адресу: р.п.Измайлово Барышского района, ул.... д...., и выдать по результатам обследования заключение о признании данного жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                             Е.И. Гаврилова