о признании права собственности на домовладение



Дело № 2-902 / 2011 г.

                                                 РЕШЕНИЕ

                                 Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года                                              г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седышевой А. В., Константинова А. В. и Дудниковой Е. Э. в интересах Константинова В. П. к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района о признании права собственности на домовладение в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ :

Седышева А.В., Константинов А.В. и Дудникова Е.Э. в интересах Константинова В.П. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района о признании права общей долевой собственности в порядке наследования на домовладение, расположенное по адресу: ***. В обоснование заявленного требования указано, что истцы являются наследниками Константиновой Н.В., умершей 00.00.00.. 5 июля 1993 года постановлением Главы администрации Барышского района №* истцу Константинову В.П. и его супруге Константиновой Н.В. был выделен земельный участок для строительства жилого дома по вышеуказанному адресу. Был оформлен типовой договор о построении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке. Дом был построен, при этом дом был возведен совместно супругами Константиновыми на общие денежные средства. В 2009 году истцы обратились к нотариусу для оформления наследственного имущества, однако нотариус отказалась выдать необходимые документы, поскольку при жизни Константиновой Н.В. право собственности на дом зарегистрировано не было. Истцы просят признать за ними право общей долевой собственности на данный жилой дом в следующих долях: за Константиновым В.П. - на 1/2 долю в праве общего совместного имущества супругов, за Седышевой А.В. и Константиновым А.В. ( детьми Константинова В.П. и Константиновой Н.В. ) - в порядке наследования по 1/4 доле за каждым.

Истец Константинов В.П. в судебное заседание не явился, о дне заседания извещен надлежащим образом.

Истцы Седышева А.В., Константинов А.В., а также представитель истца Константинова В.П. - Дудникова Е.Э., поддержав заявленный иск, привели доводы, изложенные в заявлении. Из пояснений представителя истца также следует, что зарегистрировать право собственности на спорный жилой дом при жизни Константиновой Н.В. не представилось возможным, поскольку отсутствует акт ввода дома в эксплуатацию. При этом меры для получения данного документа истцами предпринимались, однако по прошествии длительного периода времени выдать такой документ возможным не представилось.

Представители администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне заседание извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

Проверив представленные доказательства, заслушав доводы истцов и представителя истца, суд находит требование Седышевой А.В., Константинова А.В. и Дудниковой Е.Э. в интересах Константинова В.П. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 п. 1 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков.

Из постановления Главы администрации Барышского района №* от 00.00.00. видно, что в соответствии с решением Ленинского поселкового Совета народных депутатов от 00.00.00. №* «Об индивидуальном жилом строительстве» Константиновой Н. В. выделен земельный участок 0,12 га под строительство индивидуального жилого дома по адресу: ***.

30.06.1993 г. Константиновой Н.В. был оформлен типовой договор о построении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке.

Как видно из сводной ведомости оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, составленной ОГУП БТИ по состоянию на 30.09.2009 г., собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***, является Константинова Н. В.. Правоустанавливающим документом является типовой договор о построении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке от 00.00.00., не зарегистрированный в ОГУП БТИ.

Как видно из кадастрового паспорта данного жилого дома, общая площадь дома составляет 73,5 кв.м, дом имеет принадлежности, сведения о регистрации дома ( литер А ) отсутствуют.

Согласно ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Из сообщения нотариуса нотариального округа г.Барыша и Барышского района Забродиной Т.А. следует, что ею заведено наследственное дело к имуществу Константиновой Н. В., умершего 00.00.00. Наследственно имущество состоит из жилого дома с принадлежностями и земельного участка по адресу: ***. Наследниками, подавшими заявление о вступлении в наследство, являются: ее дочь - Седышева А. В. и ее сын - Константинов А. В.. С заявлением об отказе от наследства и с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на нажитое в браке имущество обратился муж умершей - Константинова В. П.. Свидетельства о праве на наследство на вышеуказанное наследство, свидетельство о праве собственности на нажитое в браке имущество и соглашение о разделе имущества нотариусом не выдавались.

Как следует из пояснений представителя истца, зарегистрировать право собственности на спорный жилой дом при жизни Константиновой Н.В. не представилось возможным, поскольку отсутствует акт ввода дома в эксплуатацию. При этом меры для получения данного документа истцами предпринимались, однако по прошествии длительного периода времени выдать такой документ возможным не представилось. Дом был возведен совместно супругами Константиновыми на общие денежные средства.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Из заключения эксперта №* от 00.00.00. видно, что жилой дом ( литер А ), расположенный по адресу: р.***, соответствуют требованиям СНиП.

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда подлежат государственной регистрации на общих основаниях (п.1 ст. 28 ФЗ №122 -ФЗ).

Однако смерть Константиновой Н.В. препятствует истцам регистрации права собственности на данное домовладение за ними в установленном законом порядке.

Вместе с тем, после смерти Константиновой Н.В. в наследство фактически вступили ее муж - Константинов В.П. и ее дети - Седышева А.В. и Константинов А.В. Таким образом, последние после смерти наследодателя получили право как наследовать спорное имущество, так и зарегистрировать право собственности на свое имя в порядке наследования.

Согласно ст.256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В силу ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака в наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, был возведен совместно супругами Константиновыми на общие денежные средства и является их совместной собственностью.

Изложенные выше обстоятельства дают суду основания признать право общей долевой собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: *** за Седышевой А. В. и Константиновым А. В. - в размере 1/4 доли за каждым, за Константиновым В. П. - в размере 1/2 доли.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                          РЕШИЛ:

Признать право общей долевой собственности в порядке наследования на жилой дом общей площадью 73,5 кв.м, с принадлежностями, перечисленными в кадастровом паспорте, составленном по состоянию на 00.00.00. расположенный по адресу: ***: за Седышевой А. В.- в размере 1/4 доли, за Константиновым А. В. - в размере 1/4 доли, за Константиновым В. П. - в размере 1/2 доли.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                               Е.И. Гаврилова