Дело № 2- 937 / 2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торговой Н. С. к администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» о признании незаконным постановления №* от 00.00.00. о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и о возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Торгова Н.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» о признании незаконным постановления №* от 00.00.00. о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и о возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Мотивируя свои требования, указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны - Торгова М.Я., в связи с чем имеет право на сохранение льгот, которыми пользовалась при жизни мужа. Имеет удостоверение вдовы, является пенсионеркой. Согласно решению жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 25 января 2011 года. Однако Министерство труда и социального развития Ульяновской области не утвердило данное решение, ей было отказано в постановке на данный учет. Постановлением администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» от 17 октября 2011 года она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С таким решением она не согласна. Своей жилой площади она не имеет, проживает с сыном. Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., статьями 51, 53 Жилищного кодекса РФ. Истица Торгова Н.С. в суде поддержала заявленный иск и привела доводы, изложенные в заявлении. Из пояснений истицы также следует, что жилой дом, в котором она проживает, расположен по адресу: ***. Данный дом находился в совместной с мужем собственности. Впоследствии дом был подарен их сыну - Торгову В.М. В доме зарегистрированы и проживают 5 человек: она, сын со своей женой и двое внуков. Снятие с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении было со ссылкой на то, что она обеспечена жилой площадью учетной нормы, т.е. на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м, при этом учетная норма была исчислена исходя из общей площади дома. Однако, считает, что данная норма должна быть исчислена исходя из жилой площади дома, жилая площадь дома значительно меньше общей площади. К тому же в доме нет водопровода, канализации. Представитель ответчика администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений на иск не представлено. Представители третьих лиц - Министерства труда и социального развития Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание также не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом. Представили отзывы, в которых содержится просьба рассмотреть дело в отсутствие представителей. Из отзыва, представленного представителем Министерства финансов Ульяновской области, следует, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учёт. Ведение учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправленияв соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений». Пунктом 6 статьи 3 вышеназванного Закона предусмотрено, что решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт принимается органами местного самоуправления не позднее чем через тридцать календарных дней со дня представления заявления и всех необходимых документов. Датой принятия на учёт считается дата соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учёт может быть обжаловано в судебном порядке. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильём граждан, осуществляется за счёт средств федерального бюджета предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Главным распорядителем указанных денежных средств в Ульяновской области является Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Министерство туда и социального развития Ульяновской области на основе представляемых в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список Получателей по Ульяновской области. Министерство запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, на Получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильём ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. В бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильём ветеранов ВОВ не предусматриваются. Из отзыва, представленного представителем Министерства труда и социального развития Ульяновской области, следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Ульяновской области Министерство труда и социального развития Ульяновской области вправе проверять правомерность постановки на учет, а также принимать решение о выдаче жилищного сертификата. При обращении в Министерство труда и социального развития Ульяновской области Торговой Н.С. было отказано в связи с тем, что она обеспечена учетной нормой жилья. Согласно представленным в Министерство документам Торгова Н.С. не попадает под категорию граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как в соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ она может быть признана таковой только в случае, если на одного члена семьи приходится менее учетной нормы, которая составляет 12 кв.м. В доме, в котором проживает истица, прописано 5 человек, площадь дома составляет 85,97 кв.м, то есть 17,16 кв.м на человека, что больше учетной нормы. Проверив представленные доказательства, выслушав доводы истицы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что истица Торгова Н.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны Торгова М.Я. С 18 марта 1982 года она зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: ***. Данное жилое помещение находилось в собственности супруга истицы и по договору от 00.00.00. подарено сыну - Торгову В.М., право собственности за которым было зарегистрировано согласно свидетельству о государственной регистрации права от 00.00.00.. Из акта от 00.00.00. проверки жилищных условий Торговой Н.С., проживающей по вышеуказанному адресу, следует, что она проживает на жилой площади сына. Жилое помещение состоит из трех комнат жилой площадью 46,87 кв.м. Водопровод, канализация, горячая вода отсутствуют, отопление печное. На данной площади проживают 5 человек. Заключение комиссии: размер жилой площади не соответствует норме, Торгова Н.С не имеет своей жилой площади, нуждается в благоустроенном жилье. Как установлено в суде, согласно постановлению администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» №* от 00.00.00. Торгова Н.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации МО «Малохомутерское сельское поселение» №* от 00.00.00. она была снята с данного учета со ссылкой на то, что она обеспечена жильем выше учетной нормы. Общая площадь жилого помещения составляет 85,97 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходится по 17,16 кв.м площади. При этом учетная норма предоставления площади жилого помещения составляет 12 кв.м. Рассматривая возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии у Торговой Н.С. права на улучшение жилищных условий, поскольку в суде не доказан факт ее нуждаемости в этом. Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, где сказано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. № 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями. Таким образом, для решения вопроса о необходимости обеспечения истицы жильем в соответствии с вышеприведенным законодательством необходимо признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (п. 5). Как установлено в суде, учетная норма площади жилого помещения составляет 12 кв.м общей площади. Определяя уровень обеспеченности Торговой Н.С. жилой площадью в свете приведенных требований жилищного законодательства, суд принимает во внимание, что в соответствии с техническим паспортом, составленном БТИ по состоянию на 29.11.2010 г., общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ***, составляет 85, 97 кв.м. То есть на Торгову Н.С., ее сына Торгова В.М., внучку Торгову Е.В. и внука Торгова М.В. приходилось по 17,16 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную на территории МО «Барышское городское поселение». Следовательно, оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. Доводы истицы о том, что учетная норма должна быть исчислена исходя из жилой площади дома, а не из общей, суд находит несостоятельными, как основанными на неправильном толковании Закона. Доводы истицы о том, что в доме нет водопровода и канализации, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения дела по существу. Более того, в соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, допускается в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях отсутствие водопровода и канализированных уборных. С учетом конкретных обстоятельств дела, с учетом положений вышеуказанных нормативных актов суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истицы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Торговой Н. С. к администрации муниципального образования «Малохомутерское сельское поселение» о признании незаконным постановления №* от 00.00.00. о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях и о возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней. Судья Е.И. Гаврилова