о признании нуждающимся в жилом помещении



Дело № 2-1041 / 2011 год

                                                             РЕШЕНИЕ
                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года                                                      г.Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Гавриловой Е.И.,

при секретаре Киселевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аветисян Л. В. в интересах Калинкиной Ю. С. к Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением и возложении обязанности обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субсидии на приобретение жилья за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области и выдачи жилищного сертификата, удостоверяющего выделение соответствующей субсидии,

                                                   У С Т А Н О В И Л :

Аветисян Л.В. в интересах Калинкиной Ю.С. обратилась в суд с иском Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением и возложении обязанности обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субсидии на приобретение жилья за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области и выдачи жилищного сертификата, удостоверяющего выделение соответствующей субсидии. Мотивируя заявленные требования, указала, что Калинкина Ю.С. родилась 00.00.00 г. в с.******. С 1995 года она находилась в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать умерла 00.00.00 г., а отец отбывал наказание в местах лишения свободы. Решением Барышского городского суда от 17 апреля 2001 года отец был лишен родительских прав. При помещении Калинкину Ю.С. в госучреждение постановлением Главы администрации Барышского района от 00.00.00 г.. №* за ней было закреплено жилое помещение в с.****** ( без указания улицы и номера дома ). Фактически же она проживала с родителями по адресу: с.****** доме посторонних граждан, так как собственного жилья родители не имели. В 2006 году Калинкина Ю.С. окончила ОГОУ СПО Карсунский технологический техникум и вернулась для проживания в Барышский район. Закрепленное за истицей жилье пришло в непригодное для проживания состояние. Тогда же истица обращалась в отдел образования по вопросу выделения жилья, однако жилье ей предоставлено не было. На момент помещения Калинкину Ю.С. в детский дом регистрации по вышеуказанному адресу она не имела, соответственно право проживания за ней было сохранено незаконно. Так как для постановки на учет в Центр занятости населения необходима была регистрация по месту жительства, ее прописали по адресу нахождения детского дома, где она и зарегистрирована до настоящего времени. На основании постановления администрации МО «Барышский район» от 00.00.00 г. №*-А пункт 2 постановления Главы администрации Барышского района от 00.00.00 г. №* ( о закреплении жилья ) признан утратившим силу, так как не был указан конкретный адрес закрепленного жилого помещения. Родные брат и сестра Калинкиной Ю.С. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а в постановке Калинкиной Ю.С. на учет было отказано, так как на момент вынесения постановления ей исполнилось 23 года, соответственно право на получение жилья в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 года она утратила.

В судебное заседание истица Калинкина Ю.С. не явилась, о дне заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истицы Аветисян Л.В. в судебном заседании, поддержав заявленные требования, привела аналогичные доводы. Из пояснений представителя истицы также следует, что действительно в 2006 году Калинкина Ю.С. обращалась в Управление образования по вопросу предоставления жилья, но ей было отказано, так как за ней было закреплено жилье, непригодным на тот момент жилье признано не было. До 2009 года ( до исполнения 23 лет ) у Калинкиной Ю.С. по различным причинам не было возможности обратиться в Управление образования по вопросу предоставления жилья и встать на учет в качестве нуждающейся в получении жилья. Последние полтора года Калинкина Ю.С. живет и работает в ******, собственного жилья истица не имеет.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Барышский район» в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из представленного отзыва видно, что ответчик против иска возражает. В возражениях указано следующее. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. Названный Федеральный закон предоставляет данной категории граждан право на получение жилого помещения, но не более чем до 23 лет. Ссылка истицы на постановление администрации МО «Барышский район» №*-А от 00.00.00 г. является неуместной, поскольку данный правовой акт определяет возникновение правоотношений с 00.00.00 г., когда истице уже было 24 года. Следовательно, у Управления образования МО «Барышский район» не имелись основания поставить на учет Калинкину Ю.С. на получение жилого помещения, поэтому Управление образования МО «Барышский район» правомерно отказало Калинкиной Ю.С. в постановке на учет. В настоящее время истице 25лет, что лишает ее права быть отнесенной к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также, непонятными являются доводы истицы, о том, что она именно сейчас обратилась в суд за защитой своего нарушенного права, в то время как она знала уже давно ( в 2006 году ), что ее права нарушены и, что ей должны были предоставить жилое помещение. Данное обстоятельство говорит о том, что на тот момент истица не нуждалась в таких мерах государственной поддержки. Администрация МО «Барышский район» считает, что Калинкина Ю.С. не имеет права обращения в суд с данными требованиями в связи с пропуском трехлетнего срока давности для обращения в суд. На основании изложенного администрация МО «Барышский район» просит суд в иске отказать.

Представитель Управления образования муниципального образования «Барышский район» Погодина С.Г. исковые требования поддержала. Из пояснений представителя следует, что действительно в 2006 году истица обращалась в Управление образования по вопросу предоставления жилья, однако на учет в качестве нуждающейся истица не была поставлена, поскольку согласно постановлению Главы администрации Барышского района от 00.00.00 г. №* за ней было закреплено жилье. Впоследствии на основании постановления администрации МО «Барышский район» от 00.00.00 г. №*-А пункт 2 вышеуказанного постановления Главы администрации Барышского района о закреплении жилья был признан утратившим силу, так как не был указан конкретный адрес закрепленного жилого помещения. В связи с чем родные брат и сестра Калинкиной Ю.С. были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, а в постановке Калинкиной Ю.С. на учет было отказано, так как на момент вынесения постановления ей уже исполнилось 23 года.

Представители Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения иска Калинкиной Ю.С. по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1).

Согласно статье 8 того же Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона (действовавшей до 30 августа 2004 года, т.е. до исполнения истице 23-х лет) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Иными словами для получения права на жилое помещение в соответствии с названными выше нормами законов у истицы должно отсутствовать закрепленное жилое помещение и за предоставлением такой социальной поддержки она должна обратиться в органы исполнительной власти до 23-х лет.

Судом установлено, что Калинкина Ю.С. родилась 00.00.00 г. в ******. Её мать - Калинкина В.С. умерла 00.00.00 г.. На основании постановления Главы администрации Барышского района от 00.00.00 г. №* несовершеннолетняя Калинкиной Ю. С. вместе со своими братьями и сестрой была помещена в Новодольский детский дом. Отец - Калинкин С.И. на тот момент находился в предварительном заключении и впоследствии ( в 1996 году ) был осужден к реальному лишению свободы. Решением Барышского городского суда от 17 апреля 2001 года Калинкин С.И. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении Калинкиной Ю. С.. Истица продолжала находиться в Новодольском детском доме. Согласно вышеуказанному постановлению Главы администрации Барышского района за несовершеннолетней Калинкиной Ю. С. ( а также за ее братьями и сестрой ) было закреплено занимаемое жилое помещение в с.******, в котором она проживала. Хотя в данном постановлении не указан конкретный адрес занимаемого жилого помещения, однако из представленных суду документов следует, что данное жилье находилось по адресу: с.******.

В 2002 году из Новодольского детского дом Калинкина Ю.С. поступила в Карсунскую школу-интернат, где находилась на полном государственном обеспечении. В 2004 году истица окончила данное учреждение, после чего обучалась в ОГОУ СПО Карсунский технологический техникум, в 2006 году истица данное учреждение окончила.

Из объяснений представителя истицы следует, что в 2006 году после окончания Карсунского техникума Калинкина Ю.С. вернулась для проживания в Барышский район. Тогда же Калинкина Ю.С. обращалась в Управление образования по вопросу предоставления жилья, но ей было отказано, так как за ней было закреплено жилье, непригодным на тот момент жилье признано не было.

Оспаривая по сути дела постановление в части закрепления жилья, истица полагает, что жилье было закреплено за ней незаконно, поскольку она в нем не была зарегистрирована, право проживания за ней было сохранено незаконно.

Данные доводы суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Действительно, согласно действующему в то время законодательству несовершеннолетние дети отдельно на регистрационный учет не ставились.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает. Доказательство того, что истица имела другое место жительства ( а не то, которое было впоследствии за ней закреплено ), суду не представлено. Как видно из справки, представленной администрацией МО «Малохомутерское сельское поселение», несовершеннолетние К* И*, Калинкиной Ю. С., Ю* и С* проживали по адресу: с.******.

Заявляя требование о возложении на администрацию МО «Барышский район» обязанности обеспечить вне очереди жилой площадью путем выдачи жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения, Калинкина Ю.С. полагает, что имеет на это право, исходя из вышеуказанных норм Закона, поскольку закрепленного жилья она не имеет ( пункт 2 вышеуказанного постановления о закреплении жилья признан утратившим силу).

Вместе с тем, судом установлено, что после окончания Карсунского технологического техникума в 2006 года истица жильем была обеспечена - она имела закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: с.******. Доказательств того, что на момент окончания образовательного учреждения это жилье являлось непригодным для проживания, суду не представлено. На момент окончания Карсунской школы-интерната в 2004 году истице исполнилось 18 лет, попечительство над ней прекращено. В 2006 году на момент окончания Карсунского технологического техникума истице исполнилось 20 лет.

То обстоятельство, что в 2010 году признан утратившим силу пункт постановления о закреплении жилья, не является, по мнению суда, юридически значимым обстоятельством для разрешения данного дела.

Как пояснила представитель истицы, до 2009 года ( до исполнения 23-х лет ) у Калинкиной Ю.С. по различным причинам не было возможности обратиться в Управление образования по вопросу предоставления жилья и встать на учет в качестве нуждающейся в получении жилья.

Изложенное позволяет сделать вывод, что до 23-х лет истица за предоставлением такой социальной поддержки в органы исполнительной власти не обратилась. На регистрационный учет для получения жилья не вставала и необходимые документы не предоставляла. На истицу не распространяется действие Закона Ульяновской области от 06.05.2006 года № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», предусматривающего выдачу лицам указанной категории жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения.

Кроме того, суд полагает, что истица пропустила установленный и ст. 21 ГК РФ 5 мая 2004 года с достижением возраста 18 лет. Образовательное учреждение окончила в 2006 году. С указанного времени она вправе была самостоятельно защищать свои права. Между тем, обращение в суд последовало лишь в 2011 году. Оснований для восстановления срока судом не установлено.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, учитывая вышеуказанные положения Закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Калинкиной Ю.С.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л :

Исковые требования Аветисян Л. В. в интересах Калинкиной Ю. С. к Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением и возложении обязанности обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субсидии на приобретение жилья за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области и выдачи жилищного сертификата, удостоверяющего выделение соответствующей субсидии.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 дней.

Судья                            Е.И.Гаврилова