о выдаче жил.сертификата



Дело № 2- 50 / 2012 год

                                                    РЕШЕНИЕ

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года                                                       г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

при секретаре Шаряевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.О.А. к Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании лицом, относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности выдать жилищный сертификат на получение субсидий для приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

А.О.А. обратился в суд с (уточненным) иском к Администрации муниципального образования «Барышский район» о признании лицом, относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности выдать жилищный сертификат на получение субсидий для приобретения жилого помещения. Мотивируя свои требования указал, что в возрасте двух лет остался без попечения родителей. Из детского дома г. ... в три года был переведен в детский дом д. ..., ... района. С ... года по ... года воспитывался в ОГОУ <данные изъяты> школа-интернат. После её окончания поступил учиться в СПТУ-... р.п. ..., которое затем было переименовано в .... ... года он окончил обучение в ..., получил профессию тракториста-машиниста широкого профиля. Все это время он находился на полном государственном обеспечении, получал продукты питания и одежду. Затем проходил службу в армии. После армии вернулся в р.п. ..., работал, жил на разных квартирах у друзей и знакомых. В поселковой администрации был зарегистрирован по адресу: ... область, ... район, р.п. ..., ул. ..., д. .... Это дом посторонних граждан, которые не являются его родственниками. В этом же доме он снимал комнату для проживания, когда обучался в училище. С ... года он стоял в очереди в администрации р.п. ... на получение жилой площади. ... года был снят с учёта в связи с тем, что выехал на место жительства в другой район, однако в тот момент он был зарегистрирован в р.п. .... Его многократные обращения в администрацию ... района по вопросу получения жилья, остались безрезультатными. С ... года он фактически проживает в ... мужском монастыре, так как другого жилья не имеет.

В судебном заседании истец А.О.А. поддержав уточненные требования, и приведя аналогичные доводы дополнил, что своих родителей он не знает. После помещения его в детский дом, родственные связи с родителями были утрачены. Лишь позже ему стало известно, что его мать А.Р.П. умерла ... года в ... области, а отец А.А.А. умер ... года в ... районе, ... области. Хотя с ... года он стоял на очереди на получения жилья, как сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако в ... районе жильём так и не был обеспечен. В настоящее время, отсутствие официальных сведений о пребывании его в детских учреждениях, для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, в ... детском доме, также препятствует ему в получении жилья на льготных условиях. Исходя из изложенного просит признать его лицом, относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, и обязать ответчика выдать жилищный сертификат на получение субсидий для приобретения жилого помещения.

Представитель ответчика- Администрации муниципального образования «Барышский район», извещенный надлежащим образом о дне рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном отзыве, возражая против иска указано, что Федеральным Законом от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа лишь в возрасте до 23 лет. Кроме того, на момент вступления в силу Закона Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» истцу уже было ..., поэтому полагают, что действие данного закона на него не распространяется.

Представитель Управления образования администрации муниципального образования «Барышский район» К.Л.В. поддержав уточный иск пояснила, что все время, проведенное истцом А.О.А. в государственных учреждениях, он находился на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилья и жилья в собственности он не имеет. С ... года истец стоял на учете на получения жилья, как лицо, оставшееся без родительского попечения в администрации МО «Кузоватовский район», снят был в связи со сменой места жительства. В действующем законодательстве предусмотрено, что лица, относящиеся к категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, которые встали на учет до достижениями им возраста 23 лет, должны стоять на учете до получения ими жилого помещения.

Представители Правительства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области, в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования А.О.А. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. (Несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются дети, родители которых: умерли; лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны недееспособными. Помимо перечисленных выше оснований, отсутствие родительского попечения может быть связано также: с болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей; с длительным отсутствием родителей (по причине нахождения в командировке, отбывания наказания в местах лишения свободы и т.п.); с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их законных прав и интересов (также в случае отказа родителей взять своих детей из воспитательных учреждений); и с иными вескими причинами (статьи 1)).

Судом установлено, что А.О.А. родился ... года в с. ..., ... района, ... области. Со слов истца, он с малолетнего возраста воспитывался, а затем и обучался в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До совершеннолетия находился на полном государственном обеспечении.

Данные обстоятельства подтверждаются, как письменными доказательствами, представленными в суд, так и показаниями свидетелей Р.А.А.. и Кирюхина Н.И.

Из справки отдела образования администрации МО «Кузоватовский район» от ... года № ... видно, что А.О.А. до ... года воспитывался в ... детском доме.

Далее, из архивных справок администрации МО «Кузоватовский район» видно, что А.О.А. с ... года по ... года воспитывался в ... школа-интернат. Зачислен был в число воспитанников данной школы в 1 класс, как лицо, прибывшее из ... детского дома (приказ № ... от ....). Из 9 класса выбыл в СПТУ-... р.п. ... (приказ № ... от ...). В СПТУ-... р.п. ... А.О.А. обучался с ... года по ... года по специальности тракторист-машинист широкого профиля, с умением выполнять работы слесаря- ремонтника, водителя автомобиля (приказ о зачислении № ... от ..., приказ об окончании обучения № ... от ...).

Согласно свидетельства о смерти, мать истца- А.Р.П. умерла ... года в ... области. Его отец А.А.А. умер ... года в ... районе, ... области.

Свидетели Р.А.А. и К.Н.И. в судебном заседании от 27-31.01.2012 года показали, что хорошо знакомы с истцом. Им также известно, что А.О.А. с малолетнего возраста и до совершеннолетия являлся воспитанником детских учреждений, где находился как лицо, оставшееся без попечения родителей. Родственные связи между истцом и родителями утрачены. Более того, его родители давно умерли. Кроме того, им известно, что как в детском доме, где воспитывался А.О.А. так и в школе, и в СПТУ-... в р.п. ..., где он обучался, истец находился на государственном обеспечении. Своего жилья у А.О.А. никогда не было, после окончания училища, он проживал на частных квартирах в р.п. ..., а с ... года живет в ... мужском монастыре.

Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ дети, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право: на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой статьи 1).

Согласно статье 8 того же Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона (действовавшей до 30 августа 2004 года, т.е. до исполнения истице 23-х лет) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Далее, в судебном заседании установлено, что связи с отсутствием какого- либо жилого помещения А.О.А.., как лицо, оставшееся без родительского попечения, решением Кузоватовского поселкового Совета народных депутатов, Кузоватовского района, ФИО5 области от ... года № ... был поставлен на учет на получение жилья (в льготную очередь за № ...). Вместе с тем, из постановления администрации МО «Кузоватовский район» от ... года № ... видно, что А.О.А. был снят с учета, в связи с выездом на другое место жительства. Доказательств того, что истец в настоящее время обеспечен жилым помещением, в суд не представлено.

Исходя из изложенного суд считает возможным признать А.О.А.. как лицом, относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, перечисленным в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяется не указанным Законом, а специальными нормами жилищного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам), необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Закон Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц соответствующих категорий органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 г. № 1-П был утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на его приобретение. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом.

Учитывая, что А.О.А. не имеет закрепленного жилого помещения, а также указанные выше нормы действующего законодательства, суд также считает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования «Барышский район» обязанность по обеспечению А.О.А. ... года рождения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субсидии на приобретения жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации- Ульяновской области и выдать жилищный сертификат, удостоверяющий выделение соответствующей субсидии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л :

А.О.А. ... года рождения признать лицом, относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» обеспечить А.О.А. ... года рождения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм путем выделения субсидии на приобретения жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации- Ульяновской области и выдать жилищный сертификат, удостоверяющий выделение соответствующей субсидии.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                      Л.И. Зотова