Решение о признании незаконным бездействия



Дело № 2-195/ 2012 год

РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2012 года                                                                    г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В.,

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском (уточненном в суде) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» о признании незаконным бездействия в области соблюдения требований бюджетного законодательства. Мотивируя свои требования указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст.ст. 6 и 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации включает в себя бюджеты всех уровней, в том числе и местные бюджеты городских и сельских поселений, и является единой. Следовательно, соблюдение требований бюджетного законодательства в процессе осуществления бюджетных полномочий муниципальным образованием должно исполняться безусловно. В силу требований п. 5 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. Статьёй 9 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Между тем, проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО «Старотимошкинское сельское поселение», которая в силу требований ст. 152 Бюджетного кодекса РФ и ст. 34 Устава МО «Старотимошкинское городское поселение» является участником бюджетного процесса и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, не приняты нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, обязательность принятия которых предусмотрена Бюджетным кодексом РФ.

Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией муниципального образования не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие:

            -порядокразработкипроектасоциально-экономического развития муниципального образования (п. 2 ст. 173 БК РФ);

порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации (п. 1 ст. 179 БК РФ);

порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ (п. 3 ст. 179 БК РФ);

- порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных
целевых программ (ст. 179.3 БК РФ);

- порядок предоставления местной администрацией муниципальных
гарантий (п. 2 ст. 117 БК РФ);

порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ);

порядок исполнения бюджета по расходам (п. 1 ст. 219 БК РФ);

порядок санкционирования оплаты денежных обязательств (п.5 ст.219 БК РФ);

-порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета (ст.219.2 БК РФ);

-порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (п.1 ст.242 БК РФ);

- порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка
межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его
неперечисления в доход соответствующего бюджета при завершении
финансового года (п. 5 ст. 242 БК РФ);

-порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п.6 ст.242 БК РФ);

Кроме того, не приняты:

-правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу (п. 4 ст. 121 БК РФ);

правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований (п.1 ст. 174.2 БК РФ);

правовой акт, устанавливающий случаи и порядок утверждения и
доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств
в соответствующем периоде текущего финансового года (п. 1 ст. 226.1 БК
РФ).

Несмотря на то, что в целях устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства прокуратурой района 25.02.2010 года и 11.03.2011 года на имя Главы администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» были внесены представления, в которых указывалось на необходимость регламентации бюджетных отношении в указанных сферах, администрацией поселения до настоящего времени соответствующие муниципальные правовые акты не приняты.

В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськов В.В., поддержав уточненный иск дополнил, что согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 6 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет, под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, является одним из составляющих экономической основы местного самоуправления. При этом, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ о принятии муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетную сферу, нарушает права жителей поселения. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, поскольку ввиду процессов рождаемости, смертности, миграции населения определить четкий круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в данной сфере невозможно. Таким образом, свое вмешательство в указанную сферу правоотношений прокуратура района считает законным и обоснованным.

Представитель администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» в судебное заседание не явился, о дне заседания извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы старшего помощника прокурора Барышского района Ульяновской области Гуськова В.В., суд приходит к выводу о том, что уточненное заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением бюджета, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу части 1 статьи 52 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 52).

В силу требований пункта 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. Исходя из положений статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в пункте 5 статьи 3 Кодекса говорится о муниципальных правовых актах, не являющихся муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решениями о бюджетах) и иными муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения.

С учетом системы муниципальных правовых актов, определенной в части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации идет речь о правовых актах глав муниципальных образований, постановлениях и распоряжениях глав местных администраций, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Такие муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принимаются органами местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с Кодексом.

Статьёй 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия муниципальных образований, к числу которых отнесены установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами, а также иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что Администрацией МО «Старотимошкинское городское поселение» не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие: порядок разработки проекта социально-экономического развития муниципального образования (п. 2 ст. 173 БК РФ); порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации (п. 1 ст. 179 БК РФ); порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ (п. 3 ст. 179 БК РФ); порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ (ст. 179.3 БК РФ); порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий (п. 2 ст. 117 БК РФ); порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ); порядок исполнения бюджета по расходам (п. 1 ст. 219 БК РФ); порядок санкционирования оплаты денежных обязательств (п.5 ст.219 БК РФ); порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета (ст.219.2 БК РФ); порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году (п.1 ст.242 БК РФ); порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его не перечисления в доход соответствующего бюджета при завершении финансового года (п. 5 ст. 242 БК РФ); порядок обеспечения получателей бюджетных средств, при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п.6 ст.242 БК РФ).

Также, не приняты: правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу (п. 4 ст. 121 БК РФ); правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований (п.1 ст. 174.2 БК РФ); правовой акт, устанавливающий случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (п.1ст.226.1БКРФ).

Кроме того, в суде установлено, что представления прокурора Барышского района, вынесенные 25.02.2010 года и 11.03.2011 года на имя Главы администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» до настоящего времени не исполнены, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Старотимошкинское городское поселение».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации МО «Старотимошкинское городское поселение» Барышского района, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих: порядок разработки проекта социально-экономического развития муниципального образования; порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации; порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ; порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ; порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий; порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита; порядок исполнения бюджета по расходам; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств; порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета; порядок завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году; порядок взыскания в доход бюджета неиспользованного остатка межбюджетных трансфертов (субсидий и субвенций) в случае его не перечисления в доход соответствующего бюджета при завершении финансового года; порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года, а также в непринятии правовых актов: регулирующего состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу; регулирующего порядок и методику планирования бюджетных ассигнований; устанавливающего случаи и порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года незаконным.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                          Л.И. Зотова