Дело № 2-273 / 2012 год РЕШЕНИЕ 26 июня 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С., с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В., при секретаре Лапиной Ю.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Барышское АТП» об исполнении требований законодательства о транспортной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Барышское АТП» о понуждении к исполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и изданных на его основе подзаконных актов о транспортной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Барышского района установлено, что МУП «Барышское АТП», используя в своей деятельности здание автовокзала, тринадцать единиц автотранспортных средств, гараж на 8 автомобилей для стоянки и ремонта транспортных средств, не исполняет требования законодательства о транспортной безопасности. В частности, ответчиком не приняты надлежащие меры по обеспечению проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на предприятии. Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о транспортной безопасности создает возможность и условия для незаконного вмешательства в деятельность в области транспорта, т.е. совершения противоправных действий, угрожающих безопасности пассажирских перевозок, в том числе путем подготовки террористических актов, влекущих угрозу нарушения интересов РФ и причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и законным интересам неопределенного круга лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами по перевозке автомобильным транспортом в зоне деятельности МУП «Барышское АТП». В связи с изложенным прокурор просит обязать МУП «Барышское АТП» исполнить требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и изданных в его развитие подзаконных нормативно-правовых актов, указанных выше, обеспечив: проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся МУП «Барышское АТП»; проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся МУП «Барышское АТП»; разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся МУП «Барышское АТП». В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - МУП «Барышское АТП» Катков А.А. в суде, возражая против иска, в то же время признал, что МУП «Барышское АТП» как предприятие, осуществляющее деятельность в сфере перевозок и владеющее транспортной инфраструктурой и транспортными средствами, должно предпринимать меры по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведению оценки их уязвимости, а также по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом просит учесть, что категорирование, оценка уязвимости, а также разработка и утверждение плана являются тремя этапами, следующими друг за другом. Оценка уязвимости возможна только после категорирования, которое производится централизованно специализированными организациями. Разработка плана возможна только после оценки уязвимости объектов. Категорирование автовокзала в настоящее время уже произведено. Между собственником указанного здания, КУМИЗО МО «Барышский район», и ООО «Ульяновскавтотранс» 20 апреля 2012 года заключен договор по оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Оценка не произведена из-за отсутствия средств на оплату услуг по оценке. Для категорирования транспортных средств списки переданы в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. Что касается здания гаража, то в данном случае представитель ответчика полагает, что указанный объект категорированию и, следовательно, оценке уязвимости не подлежит. Просит учесть отсутствие у МУП «Барышское АТП» материальных средств для самостоятельного проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 2 ст.2 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности, в том числе являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. В силу ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч.3 ст.12 Закона - субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 8 Закона - требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Во исполнение указанных выше требований Закона Минтранс РФ издан приказ № 40 от 08.02.2011, утвердивший «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее - Требования). В соответствии с п.п.2-4 данных Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства; применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ; являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ. Согласно п.5.7 и п. 5.8 Требований - субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. В соответствии с ч.1 ст.5 Закона - порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно ч.3 ст.5 Закона - результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 87 от 12.04.2010 утвержден «Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», п.2 которого установлено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно ч.1 ст.9 Закона - на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Часть 2 ст.9 Закона предусматривает, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно ч. 4 ст.9 Закона - реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти. Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 34 от 11.02.2010 утвержден «Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», согласно п.п.2-3 которого установлено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства. В соответствии с п.5 Порядка - план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства; для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.6 Закона - количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Согласно ч.2 ст.6 Закона - категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 62 от 21.02.2011 утвержден «Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности», п.2 которого установлено, что основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий. В судебном заседании установлено, что МУП «Барышское АТП» является юридическим лицом. Сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно пункту 2.2 Устава МУП «Барышское АТП», оно осуществляет следующие виды деятельности: перевозки пассажиров автобусами в городе, рабочих поселках и других населенных пунктах, а также между ними; оказание платных услуг по перевозке грузов и пр. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МУП «Барышское АТП» в настоящее время данным предприятием эксплуатируются следующие служебные автотранспортные средства: <данные изъяты> в количестве 2 ед., <данные изъяты> в количестве 7 шт., <данные изъяты> в количестве 1 ед., <данные изъяты> в количестве 1 ед., <данные изъяты> в количестве 1 ед., <данные изъяты> в количестве 1 ед.. а также гараж на 8 автомобилей для стоянки и ремонта транспортных средств, общей площадью 864 кв.м., и здание автовокзала, расположенное по адресу: <адрес>, которые используются для ведения хозяйственной деятельности и осуществления перевозок пассажиров, что подтверждается п. 2.2 устава МУП «Барышское АТП», утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям МО «город Барыш» 13 марта 2008 года, согласно которому основным видом его деятельности является оказание платных услуг по перевозке пассажиров и выданной лицензией № АСС-73-012701 от 17 ноября 2007 года на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом сроком до 17 ноября 2012 года. Анализ приведенных выше нормативных актов, позволяет суду сделать вывод о том, что законодатель возложил на ответчика, как на субъекта транспортной инфраструктуры, обязанность подготовить материалы относительно имеющихся в его пользовании и владении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов, а после получения уведомления - оценку уязвимости объекта и составление плана мероприятий. Между тем, по результатам проведенной в период с 23 по 24 мая 2012 года прокурорской проверки установлено, что в МУП «Барышское АТП» в нарушение указанных выше требований законодательства о транспортной безопасности до настоящего времени не предприняты меры по категорированию гаража на 8 автомобилей для стоянки и ремонта транспортных средств, общей площадью 864 кв.м., не проведена оценка уязвимости и здания автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>. Как следствие, не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на предприятии. Невыполнение правил и норм законодательства о транспортной безопасности и законодательства, направленного на противодействие терроризму и защиту объектов жизнедеятельности от угрозы терроризма создает возможность и условия для незаконного вмешательства в деятельность в области транспорта, т.е. совершения противоправных действий, угрожающих безопасности пассажирских перевозок, в том числе путем подготовки террористических актов, влекущих угрозу нарушения интересов РФ и причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и законным интересам неопределенного круга лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами по перевозке автомобильным транспортом в зоне деятельности МУП «Барышское АТП». Из представленных ответчиком документов следует, что категорирование здания автовокзала произведено. Для категорирования транспортных средств списки имеющихся транспортных средств направлены в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (ответ не получен). Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что ответчиком не выполняются в полной мере требования законодательства о транспортной безопасности, что дает суду основание для удовлетворения иска прокурора в части возложения на МУП «Барышское АТП» обязанности исполнить требования, предусмотренные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и изданными на его основе нормативно-правовыми актами в части обеспечения проведения категорирования гаража на 8 автомобилей для стоянки и ремонта транспортных средств, общей площадью 864 кв.м. путем подачи заявки (необходимых материалов) в соответствующий компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после включения в Реестр - проведения оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (здания автовокзала, гаража и транспортных средств); разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся МУП «Барышское АТП». Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика относительно того, что здание гаража категорированию и, следовательно, оценке уязвимости не подлежит. В силу ст. 1 Закона «О транспортной безопасности» здание гаража входит в число объектов транспортной инфраструктуры. Следовательно, в отношении него распространяются требования о категорировании и проведения оценки уязвимости. Не может суд также принять во внимание довод представителя ответчика и относительно того, что МУП «Барышское АТП» не должно производить оценку уязвимости здания автовокзала, поскольку имеется соответствующий договор, заключенный 20 апреля 2012 года между собственником указанного здания, КУМИЗО МО «Барышский район», и ООО «Ульяновскавтотранс». Кроме того, у МУП «Барышское АТП» отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения оценки уязвимости. Закон «О транспортной безопасности» не запрещает производить оценку уязвимости собственнику объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. При этом в соответствии со ст. 1 этого Закона субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся не только собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, но и использующие их на ином законном основании. Из представленных суду документов следует и подтверждается объяснениями представителя ответчика, что здание автовокзала находится в безвозмездном пользовании МУП «Барышское АТП». То есть ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры и, следовательно, на него законом возложена обязанность по оценке уязвимости ОТИ. При этом отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения требований закона. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с МУП «Барышское АТП» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Барышское АТП» исполнить требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и принятых во исполнение его требований подзаконных нормативно-правовых актов, а именно обеспечить: проведение категорирования гаража на 8 автомобилей для стоянки и ремонта транспортных средств, общей площадью 864 кв.м. путем подачи заявки (необходимых материалов) в соответствующий компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после включения в Реестр - проведения оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся МУП «Барышское АТП». Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Барышское АТП» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд Ульяновской области в течение месяца. Судья: Е.С. Челбаева