Решение об исполнении требования ФЗ `О транспортной безопасности`



        Дело № 2-271 / 2012 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2012 года                                                    г. Барыш Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.,

с участием старшего помощника прокурора Барышского района Гуськова В.В.,

при секретаре Захаровой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Барышавтосервис» об исполнении требований законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Барышавтосервис» (далее ООО «Барышавтосервис») о понуждении к исполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и изданных на его основе подзаконных актов о транспортной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Барышского района установлено, что ООО «Барышавтосервис», используя в своей деятельности здание склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств, и производственное здание ООО «Барышавтосервис», общей площадью 1100,8 кв.м одиннадцать единиц автотранспортных средств, и земельный участок общей площадью 4286 кв.м., расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, <адрес>, не исполняет требования законодательства о транспортной безопасности. В частности, ответчиком не приняты надлежащие меры по обеспечению проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на предприятии. Указанные нарушения являются существенными, поскольку невыполнение правил и норм законодательства о транспортной безопасности создает возможность и условия для незаконного вмешательства в деятельность в области транспорта, т.е. совершения противоправных действий, угрожающих безопасности пассажирских перевозок, в том числе путем подготовки террористических актов, влекущих угрозу нарушения интересов РФ и причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и законным интересам неопределенного круга лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами по перевозке автомобильным транспортом в зоне деятельности ООО «Барышавтосервис».

В связи с изложенным прокурор просит обязать ООО «Барышавтосервис» исполнить требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и изданных в его развитие подзаконных нормативно-правовых актов, указанных выше, обеспечив: проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся ООО «Барышавтосервис»; проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся ООО «Барышавтосервис»; -разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся ООО «Барышавтосервис».

В судебном заседании старший помощник прокурора Барышского района Гуськов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ООО «Барышавтосервис» Митрофанов С.В. в суде, возражая против иска, в то же время признал, что ООО «Барышавтосервис» как предприятие, осуществляющее деятельность в сфере перевозок и владеющее транспортной инфраструктурой и транспортными средствами, должно предпринимать меры по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведению оценки их уязвимости, а также по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В настоящее время для категорирования транспортных средств списки переданы в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. Категорированиездания склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств и производственное здание ООО «Барышавтосервис», расположенного на земельном участке общей площадью 4286 кв.м., по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, <адрес>,не произведено. Считает, что указанный объект категорированию и, следовательно, оценке уязвимости не подлежит.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.        

Согласно ч. 2 ст.2 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности, в том числе являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч.3 ст.12 Закона - субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 8 Закона - требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение указанных выше требований Закона Минтранс РФ издан приказ № 40 от 08.02.2011, утвердивший «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее - Требования).

В соответствии с п.п.2-4 данных Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства; применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ; являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.

Согласно п.5.7 и п. 5.8 Требований - субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона - порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно ч.3 ст.5 Закона - результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 87 от 12.04.2010 утвержден «Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», п.2 которого установлено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно ч.1 ст.9 Закона - на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Часть 2 ст.9 Закона предусматривает, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно ч. 4 ст.9 Закона - реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 34 от 11.02.2010 утвержден «Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», согласно п.п.2-3 которого установлено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства. В соответствии с п.5 Порядка - план разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства; для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.6 Закона - количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

Согласно ч.2 ст.6 Закона - категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Во исполнение указанных выше требований Закона приказом Минтранса РФ № 62 от 21.02.2011 утвержден «Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности», п.2 которого установлено, что основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и/или транспортного средства (далее - ТС) к одной из категорий.

В судебном заседании установлено, что ООО «Барышавтосервис» является юридическим лицом. Сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 2.2 Устава ООО «Барышавтосервис» оно осуществляет следующие виды деятельности: внутригородские, пригородные и междугородние автомобильные (автобусные) перевозки пассажиров, подчиняющиеся расписанию, техническое обслуживание и ремонт легковых и прочих автотранспортных средств.

Согласно представленной ООО «Барышавтосервис» информации, в настоящее время данным предприятием эксплуатируются следующие транспортные средства: ПАЗ-32053 в количестве 5 ед., HIGER в количестве 1 ед., КАВЗ в количестве 1 ед., ИКАРУС 250 в количестве 1 ед., ЛАЗ 4207 в количестве 1 ед., ЛУИДОР 225000 в количестве 1 ед. и КАВЗ 423800 в количестве 1 ед., а также здание склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств и производственное здание ООО «Барышавтосервис», расположенное на земельном участке общей площадью 4286 кв.м., по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, <адрес>, которые используются для ведения хозяйственной деятельности и осуществления перевозок пассажиров, что подтверждается п. 2.2 устава ООО «Барышавтосервис», утвержденного общим собранием участников от 26 октября 2009 года, согласно которому основными видами его деятельности являются внутригородские, пригородные и междугородние автомобильные (автобусные) перевозки пассажиров, подчиняющиеся расписанию, техническое обслуживание и ремонт легковых и прочих автотранспортных средств и выданной лицензией № АСС-73-013037 от 29 декабря 2010 года на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом сроком до 28 декабря 2015 года.

Анализ приведенных выше нормативных актов, позволяет суду сделать вывод о том, что законодатель возложил на ответчика, как на субъекта транспортной инфраструктуры, обязанность подготовить материалы относительно имеющихся в его пользовании и владении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и направить их в компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов, а после получения уведомления - оценку уязвимости объекта и составление плана мероприятий.

Между тем, по результатам проведенной в период с 23 по 25 мая 2012 года прокурорской проверки установлено, что в ООО «Барышавтосервис» в нарушение указанных выше требований законодательства о транспортной безопасности до настоящего времени не предприняты меры по категорированию здания склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств и производственное здание ООО «Барышавтосервис», расположенное на земельном участке общей площадью 4286 кв.м., по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, <адрес> и не проведена оценка уязвимости. Как следствие, не разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на предприятии. Невыполнение правил и норм законодательства о транспортной безопасности и законодательства, направленного на противодействие терроризму и защиту объектов жизнедеятельности от угрозы терроризма создает возможность и условия для незаконного вмешательства в деятельность в области транспорта, т.е. совершения противоправных действий, угрожающих безопасности пассажирских перевозок, в том числе путем подготовки террористических актов, влекущих угрозу нарушения интересов РФ и причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и законным интересам неопределенного круга лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами по перевозке автомобильным транспортом в зоне деятельности ООО «Барышавтосервис».

Из представленных ответчиком документов следует, что для категорирования транспортных средств, списки имеющихся транспортных средств направлены в Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области (ответ не получен).

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что ответчиком не выполняются в полной мере требования законодательства о транспортной безопасности, что дает суду основание для удовлетворения иска прокурора в части возложения на ООО «Барышавтосервис» обязанности исполнить требования, предусмотренные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и изданными на его основе нормативно-правовыми актами в части обеспечения проведения категорирования здания склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств и производственное здание ООО «Барышавтосервис», путем подачи заявки (необходимых материалов) в соответствующий компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после включения в Реестр - проведения оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (здания склада и транспортных средств); разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся ООО «Барышавтосервис».        

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика относительно того, что здание склада категорированию и, следовательно, оценке уязвимости не подлежит. В силу ст. 1 Закона «О транспортной безопасности» здание склада входит в число объектов транспортной инфраструктуры. Следовательно, в отношении него распространяются требования о категорировании и проведения оценки уязвимости.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Следовательно, с ООО «Барышавтосервис» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Барышавтосервис» исполнить требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» и принятых во исполнение его требований подзаконных нормативно-правовых актов, а именно обеспечить: проведение категорирования здания склада, в котором размещены гаражи для стоянки и ремонта транспортных средств, и производственное здание ООО «Барышавтосервис», общей площадью 1100,8 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 4286 кв.м., по адресу: Ульяновская область, г. Барыш, <адрес>, путем подачи заявки (необходимых материалов) в соответствующий компетентный орган для включения в Реестр категорированных объектов; после включения в Реестр - проведения оценки уязвимости всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработку и утверждение в установленном действующим законодательством порядке плана обеспечения транспортной безопасности всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатирующихся ООО «Барышавтосервис».        

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Барышавтосервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд Ульяновской области в течение месяца.

Судья:        Л.И. Зотова