Дело № 2 - 340 2012 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузнецовой М.А., при секретаре Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Ленинское городское поселение» Ульяновской области об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Ленинское городское поселение» Ульяновской области об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок. Мотивируя свои требования указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности администрации МО «Ленинское городское поселение» Ульяновской области выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузнецова М.А. поддержав иск в полном объеме пояснила, что в ходе проверки было установлено, что несмотря на то, что Администрацией поселения в апреле 2012 года заключены договоры с ООО «Благо» и ООО «Ладья» на оказание услуг на сбору и вывозу ТБО с территории поселения, фактически сбор и вывоз отходов в поселении осуществляется в нарушение закона. В результате чего, на территории Ленинского городского поселения образованы несанкционированные свалки, расположенные в р.п.им. Ленина на ул.Советская,12, площадью более 200 метров, объемом 80 куб.м., и на ул. Ленина, за зданием Дома культуры и в котловане заброшенного здания, площадь. 100 кв.м., объемом 30 куб.м. Отходы представлены бытовым мусором (пластиковая, картонная и стеклянная тара и упаковка и др), строительные отходы, обрезки деревьев и пр. Неисполнение законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 02.12.2002 №786, отходы из жилищ несортированные (код 911 001 00 01 00 4), а также их смесь с грунтом, и мусор строительный от разборки зданий (912 006 01 01 00 4) относятся к 4-му классу опасности для окружающей среды, и к размещению на территории населённых мест не допускаются. В связи с тем, что на территории поселения выявлены несанкционированные свалки, можно утверждать, что полномочия администрацией муниципального образования Ленинское городское поселение по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора выполняются не в полной мере, в связи с чем, население самостоятельно размещает отходы на обозначенные свалки. Статьями 12,13 Земельного кодекса РФ установлено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Однако, в нарушение выше названных норм Закона, администрацией муниципального образования «Ленинское городское поселение» допущено захламление, загрязнение земель. Указанные нарушения подтверждаются актом Комитета по Госэконадзору Ульяновской области фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 04.06.2012 года №07-23/12 и прилагаемыми фототаблицами. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО «Ленинское городское поселение» на благоприятную окружающую среду, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно). На основании изложенного просит обязать Администрацию МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, расположенных: -р.п.им.Ленина на ул.Советская,12, площадью более 200 метров, объемом 80 куб.м.; -р.п.им.Ленина, на ул.Ленина, за зданием Дома культуры и в котловане заброшенного здания, площадь. 100 кв.м., объемом 30 куб.м. в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель Администрации МО «Ленинское городское поселение» в судебное заседание не явился, в отзыве не возражая против иска указано, что указанные в исковом заявлении факты ненадлежащего исполнения администрацией полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора выполняются не в полном объеме из- за отсутствия денежных средств на статье «Благоустройство». Представитель 3-лица- Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений, строений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. В судебном заседании установлено, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры при проведении проверки исполнения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства. Хотя, статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года N 52-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства. Также, в силу статей 51, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны, быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. При этом в Уставе МО «Ленинское городское поселение» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения отнесена к компетенции администрации поселения. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что в р.п.им. Ленина на ул. Советская, д. 12 размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления, площадью более 200 метров, объемом 80 куб.м. Кроме того, на ул. Ленина, за зданием Дома культуры и в котловане заброшенного здания, также размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления, площадью 100 кв.м., объемом 30 куб.м. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей и другие), отходы потребления, остатки пищевых продуктов и другой мусор. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Вместе с тем, в судебном заседании также нашли свое подтверждение факты того, что на выше указанных участках местности размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления, не отвечающие предъявляемым требованиям: участки под размещение свалок твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведены, отсутствуют разрешения на их создание, гидрологические и другие исследования участков не проводились, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии свалок санитарным правилам отсутствуют. Данные обстоятельства ответной стороной не оспариваются. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по мнению суда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Суд не может принять во внимание ссылку МО «Ленинское городское поселение» на недостаточность финансирования расходной статьи «Благоустройство», поскольку решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлимой части обеспечения экологической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этого образования, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязательств по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с положениями пунктов 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований ( ст. 9 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ). При этом, в силу ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности субъекта Российской Федерации. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь. Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней. Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 года №5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). Из выше изложенного следует, что бюджет МО «Ленинское городское поселение», с учетом указанного механизма выравнивания его дохода должен обеспечивать, во всяком случае, в пределах муниципальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по охране окружающей среды и созданию условий экологически благоприятного обитания человека. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию муниципального образования «Ленинское городское поселение» Ульяновской области, в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок, расположенных: -р.п.им. Ленина на ул. Советская, д. 12, площадью более 200 метров, объемом 80 куб.м.; -р.п.им. Ленина, на ул. Ленина, за зданием Дома культуры и в котловане заброшенного здания, площадью 100 кв.м., объемом 30 куб.м. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца. Судья Л.И. Зотова