Дело № 2- 372/ 2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 июля 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И., с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецовой М.А., при секретаре Захаровой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду к Муниципальному образованию «Барышское городское поселение» об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Барышское городское поселение» Ульяновской области об обязывании организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и отходов потребления с территории несанкционированных свалок. Мотивируя свои требования указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности администрации МО «Барышское городское поселение» Ульяновской области выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кузнецова М.А. поддержав иск в полном объеме пояснила, что в ходе проверки было установлено, что несмотря на то, что Администрацией поселения в мае 2012 года заключен договор с ООО «...» на оказание услуг на сбору и вывозу ТБО с территории поселения, фактически сбор и вывоз отходов в поселении осуществляется в нарушение закона. В результате чего, на территории Барышского городского поселения образованы несанкционированные свалки, расположенные в г. Барыше в 50-ти метрах от ул. ..., д. ..., общий объём отходов ТБО и строительства составляет более 50 куб.м. Данные отходы располагаются в непосредственной близи от р. Барыш, на расстоянии от русла около 10 метров; на ул. ... в г. Барыше в районе дома № ... в овраге, уклон которого ведет в р. Макай, объёмом около 30 куб.м., площадь захламления около 150 кв.метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 5 куб. метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 10 куб. метров, вся территория между домами, рядом с общественным туалетом завалена мусором; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом 20 куб. метров. Отходы представлены бытовым мусором (пластиковая, картонная и стеклянная тара и упаковка и др.), строительные отходы, обрезки деревьев и пр. Неисполнение законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом МПР РФ от 02.12.2002 №786, отходы из жилищ несортированные (код 911 001 00 01 00 4), а также их смесь с грунтом, и мусор строительный от разборки зданий (912 006 01 01 00 4) относятся к 4-му классу опасности для окружающей среды, и к размещению на территории населённых мест не допускаются. В связи с тем, что на территории поселения выявлены несанкционированные свалки, можно утверждать, что полномочия администрацией муниципального образования Барышское городское поселение по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора выполняются не в полной мере, в связи с чем, население самостоятельно размещает отходы на обозначенные свалки. Статьями 12,13 Земельного кодекса РФ установлено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Однако, в нарушение выше названных норм Закона, администрацией муниципального образования «Барышское городское поселение» допущено захламление, загрязнение земель. Указанные нарушения подтверждаются актами Комитета по Госэконадзору Ульяновской области фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 01.06.2012 года №..., №... и прилагаемыми фототаблицами. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО «Барышское городское поселение» на благоприятную окружающую среду, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно). На основании изложенного просит обязать Администрацию МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок, расположенных: в 50-ти метрах от ул. ..., д. ..., общий объём отходов ТБО и строительства составляет более 50 куб.м. Данные отходы располагаются в непосредственной близи от р. Барыш, на расстоянии от русла около 10 метров; на ул. ... в г. Барыше в районе дома № ... в овраге, уклон которого ведет в р. Макай, объёмом около 30 куб.м., площадь захламления около 150 кв.метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 5 куб. метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 10 куб. метров, вся территория между домами, рядом с общественным туалетом завалена мусором; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом 20 куб. метров, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель Администрации МО «Барышское городское поселение» Г.Н.А. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Устава МО «Барышское городское поселение» к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрацией поселения надлежащим образом организована работа по очистке территории поселения от мусора и бытовых отходов, а именно: ежегодно заключаются договора и муниципальные контракты с ООО «...», ООО «...» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Условия договора предусматривают ответственность подрядной организации за своевременный вывоз бытовых отходов и его транспортировку в установленные места утилизации. Администрацией поселения утверждена схема размещения мест установки контейнерных площадок, бункеров. Администрацией поселения ведется работа с населением и юридическими лицами по профилактике загрязнения окружающей среды на территории поселения. На регулярной основе работниками администрации поселения проводятся сходы граждан, в том числе и в сфере благоустройства. Сотрудниками администрации поселения проводится работа по благоустройству территории и выявлению несанкционированных свалок на нашей территории. В связи с этим выявляются нарушения правил благоустройства именно местными гражданами города. На регулярной основе гражданам выдаются предписания об устранении выявленных нарушений под роспись. Ежегодно администрацией поселения из бюджета поселения выделяются денежные средства на покупку контейнеров, бункеров для сбора мусора и бытовых отходов. За 2011 год администрацией поселения были выполнены следующие виды работ: оказание услуг по вывозу негабаритного мусора (ул. ...) на сумму ... (по муниципальному контракту № ... от ... с ООО «...»); оказание услуг по вывозу ТБО на сумму ... (по договору № ... от ... года с ООО «...»); приобретение бункеров для мусора на сумму ... (по договору № ... от ... года с ИП ....); приобретение бункеров для мусора на сумму ... (по договору № ... от ... года с ...); приобретение контейнеров для мусора на сумму ... (по договору №... ... года с ....); приобретение урн для мусора на сумму ... (по договору №... ... года с ....); оказание услуг по вывозу негабаритного мусора (ул. ...) на сумму ...(по договору № ... от ... с ООО «...»); оказание услуг по уборке несанкционированных свалок на сумму ... руб. (по договору № ... от ... с ООО «...»); вывоз негабаритного мусора на сумму ... (по договору № ... от ... года с ООО «...»); выполнение работ по устройству площадки ТБО по ул. ... г. Барыша на сумму ... (по м.к. №... от ... с ООО «...») Оказание услуг по уборке и вывозу негабаритного мусора на сумму ... (по м.к. №... от ... с ООО «...»). Итого из бюджета поселения было израсходовано ... рублей. Решением Совета депутатов МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области от 26.04.2010 №27/141-1 «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования «Барышское городское поселение»» (с изменениями) были определены обязанности администрации поселения, физических и юридических лиц по обеспечению своевременной и качественной очистки и уборки мусора на своей и прилегающей территории. Выявленные несанкционированные свалки образовались из бытового мусора, который выбрасывают жильцы прилегающих улиц. Администрация поселения не обязана за счет бюджетных средств оплачивать вывоз мусора из домов частного сектора, согласно Правилам благоустройства владельцы индивидуальных жилых домов должны самостоятельно и за свой счет организовать уборку мусора на своих земельных участках и прилегающих территориях. Непосредственными виновными лицами в образовании несанкционированных свалок и захламлении земель на территории поселения являются местные жители частного сектора, которые не заключают индивидуальные договора на вывоз бытового мусора и отходов. Администрация поселения не наделена полномочиями по обязывании местных жителей на заключение договоров со специализированной организацией на вывоз бытового мусора и отходов. Расходы бюджетных средств на оплату услуг по договору (контракту) на устранение несанкционированных свалок с территории поселения производится из статьи бюджета поселения «Благоустройство». В ходе проводимой проверке устранить выявленные несанкционированные свалки администрацией поселения не представляется возможным по причине недостаточности денежных средств на вышеуказанной статье бюджета поселения. С целью устранения несанкционированных свалок администрацией поселения было направлено письмо в ООО «Благоустройство» с целью оказания услуг авансом (прилагается). На данное письмо ответа в письменном виде не поступило, в устной беседе - был получен отрицательный ответ. Относительно выявленной несанкционированной свалки на территории в 50-ти метрах от ул. ..., д. ... пояснила, что материалы были переданы в Госэконадзор Ульяновской области в 2012 году, повторно в прокуратуру Барышского района 29.06.2012 г. было направлено письмо с просьбой дать разъяснения по выявленной несанкционированной свалке материалов мебельного производства. Представитель 3-лица- Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав доводы помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, суд приходит к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений, строений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. В судебном заседании установлено, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры при проведении проверки исполнения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства. Хотя, статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года N 52-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства. Также, в силу статей 51, 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны, быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. При этом в Уставе МО «Барышское городское поселение» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения отнесена к компетенции администрации поселения. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что в г. Барыше в 50-ти метрах от ул. ..., д. ..., общий объём отходов ТБО и строительства составляет более 50 куб.м. Данные отходы располагаются в непосредственной близи от р. Барыш, на расстоянии от русла около 10 метров; на ул. ... в г. Барыше в районе дома № ... в овраге, уклон которого ведет в р. Макай, объёмом около 30 куб.м., площадь захламления около 150 кв.метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 5 куб. метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 10 куб. метров, вся территория между домами, рядом с общественным туалетом завалена мусором; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом 20 куб. метров. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей и другие), отходы потребления, остатки пищевых продуктов и другой мусор. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Вместе с тем, в судебном заседании также нашли свое подтверждение факты того, что на выше указанных участках местности размещены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления, не отвечающие предъявляемым требованиям: участки под размещение свалок твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведены, отсутствуют разрешения на их создание, гидрологические и другие исследования участков не проводились, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии свалок санитарным правилам отсутствуют. Данные обстоятельства ответной стороной не оспариваются. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, по мнению суда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Суд не может принять во внимание ссылку МО «Барышское городское поселение» на недостаточность финансирования расходной статьи «...», поскольку решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлимой части обеспечения экологической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этого образования, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязательств по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии с положениями пунктов 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований. К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ст. 9 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-ФЗ). При этом, в силу ст. 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности субъекта Российской Федерации. Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь. Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней. Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 года №5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). Из выше изложенного следует, что бюджет МО «Барышское городское поселение», с учетом указанного механизма выравнивания его дохода должен обеспечивать, во всяком случае, в пределах муниципальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по охране окружающей среды и созданию условий экологически благоприятного обитания человека. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с территорий: в 50-ти метрах от ул. ..., д. ..., общий объём отходов ТБО и строительства составляет более 50 куб.м. Данные отходы располагаются в непосредственной близи от р. Барыш, на расстоянии от русла около 10 метров; на ул. ... в г. Барыше в районе дома № ... в овраге, уклон которого ведет в р. Макай, объёмом около 30 куб.м., площадь захламления около 150 кв.метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 5 куб. метров; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом около 10 куб. метров, вся территория между домами, рядом с общественным туалетом завалена мусором; в районе дома № ... г. Барыша по ул. ...- объёмом 20 куб. метров. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение месяца. Судья Л.И. Зотова