Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года г. Барыш Ульяновской области Барышский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Челбаевой Е.С., при секретаре Лапиной Ю.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Расторгуева В.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о возложении обязанности включить в стаж период работы и назначить льготную пенсию в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: Расторгуев В.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее УПФ РФ) о включении периода работы с 20 января 1990 года по 13 ноября 2001 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 02 апреля 2012 г. Требования мотивированы тем, что 02 апреля 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему в этом было отказано из-за отсутствия необходимого педагогического стажа, в который не был включен указанный выше период его работы в должности руководителя начальной военной подготовки и руководителя основ безопасности жизнедеятельности Жадовского совхоза-техникума. Полагает, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Наименование «руководитель НВП» не является нормативным наименованием должности, поскольку изначально, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29.04.1968 г. «О сроках и порядке ведения начальной военной подготовки молодежи» п.6, в штат общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений вводилась должность военного руководителя. В связи с введением курса ОБЖ должность стала называться «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности». Но при этом, занимая должности руководителя НВП и руководителя ОБЖ, он выполнял ту же самую работу, что и должен был выполнять преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), руководитель допризывной подготовки молодежи, военный руководитель. Его вина в неправильном наименовании должности отсутствует. Кроме того, в тот же период времени он фактически осуществлял педагогическую деятельность, имел дополнительную пед. нагрузку, о чем свидетельствуют архивные справки о закрепленной педагогической нагрузке. В судебном заседании истец Расторгуев В.П. заявленное требование поддержал и привел доводы, аналогичные изложенным в письменном заявлении. При этом он дополнил, что, несмотря на неправильное поименование занимаемых им должностей, выполняемые им функциональные (должностные) обязанности в спорный период идентичны обязанностям, выполняемым им в настоящее время в качестве преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности. Представитель ответчика Рулькова Л.Н., возражая против иска, указала, что в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17 декабря 2001 г., пенсия назначается досрочно лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных, муниципальных учреждениях. 02 апреля 2012 г. истец обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении ему льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью, утверждая, что имеет льготный стаж более требуемых 25 лет. Изучив это заявление, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан часть периодов работы (с 09.06.1980 г. по 01.04.1987 г., с 02.09.1987 г. по 05.12.1989 г. и с 11.02.2002 г. по 02.04.2012 г.) в льготный стаж Расторгуеву В.П. включила. Спорный период с 20.01.1990 г. по 13.11.2001 г. включению в льготный стаж не подлежит, поскольку работа в качестве руководителя НВП и руководителя ОБЖ Жадовского совхоза-техникума не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Проверив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Расторгуев В.П. 02 апреля 2012 г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 114 от 13 апреля 2012 г. (с учетом последующих поправок) ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа. По мнению ответчика, в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей подлежит включению 18 лет 11 месяцев 11 дней. В специальный стаж не включен период: с 20 января 1990 г. по 13 ноября 2001 г.. - работа в должности руководителя начальной военной подготовки и руководителя основ безопасности жизнедеятельности Жадовского совхоза-техникума. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До 01 января 2002 г. назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью осуществлялось по правилам ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В период действия данного Закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки); руководителя допризывной подготовки молодежи; военного руководителя. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 предусмотрена должность военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи), Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 - воспитателя-руководителя. Таким образом, по мнению суда, запись в трудовойкнижке истца о наименовании его должности, на которую он был принят 20 января 1990 г., «руководитель НВП» и запись о переводе руководителем ОБЖ произведены неверно, не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В то же время в судебном заседании установлено, что Расторгуев В.П., работая в должности руководителя начальной военной подготовки и руководителя основ безопасности жизнедеятельности Жадовского совхоза-техникума, выполнял те же функциональные обязанности, какие он выполняет в настоящее время, работая в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) ОГБОУ сельскохозяйственный техникум в р.п. Жадовка. Указанный вывод подтверждается представленными суду должностной инструкцией преподавателя НВП, функциональными обязанностями руководителя ОБЖ, функциональными обязанностями преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, записями в журналах учебных занятий о содержании уроков, показаниями свидетелей Л*В.Д. и Л*М.В., справкой ОГБОУ сельскохозяйственный техникум в р.п. Жадовка от 28 мая 2012 года, штатными расписаниями за 1991, 1992 года, где должности указаны как «военный руководитель», тарификационным списком на 1995 год («препод. ОБЖ»), штатными расписаниями на 1996, 1998, 1999 года (преподаватель - организатор ОБЖ), штатным расписанием на 2000 год (преподаватель ОБЖ). Изложенное приводит суд к выводу о том, что функциональные обязанности руководителя начальной военной подготовки, руководителя основ безопасности жизнедеятельности и военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи), преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) являются идентичными. Факт работы в должности военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи) и руководителя-преподавателя ОБЖ в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке. В соответствии с действующим трудовым законодательством (ст. 66 ТК РФ), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовой стаже работника. Обязанность по ведению и хранению трудовых книжек законодательством возложена на работодателя. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал). При таких обстоятельствах суд полагает, что в связи с ненадлежащим оформлением работодателем записи о наименовании занимаемой истцом должности, права Расторгуева В.П. на назначение ему льготной пенсии не должны быть нарушены и период его работы в должности руководителя НВП и руководителя ОБЖ (как указано в трудовой книжке) должен быть включен в стаж для назначения льготной пенсии. В то же время период, включаемый в льготный стаж, должен быть ограничен датой 31 августа 2000 года. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Истец не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (360 часов в год) в период после 1 сентября 2000 года. В связи с этим в стаж для назначения льготной пенсии как педагогическому работнику Расторгуеву В.П. подлежит включению период его работы с 20 января 1990 года по 31 августа 2000 года. Поскольку с учетом неоспариваемых ответчиком периодов работ льготный стаж у истца составляет более 25 лет, суд считает необходимым обязать ответчика включить истцу период работы с 20 января 1990 года по 13 ноября 2001 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и назначить досрочной трудовой пенсии по старости с 02 апреля 2012 г. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области включить Расторгуеву В.П. в стаж для назначения досрочной пенсии как педагогическому работнику период работы с 20 января 1990 года по 31 августа 2000 года в Жадовском совхозе-техникуме и назначить ему такую пенсию с 2 апреля 2012 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области в пользу Расторгуева В.П. в счет возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение одного месяца. Судья: Е.С. Челбаева Апелляционным определением Ульяновского областного суда № 33-2281 от 31.07.2012 г. апелляционная жалоба УПФ РФ в г. Барыше и Барышском районе оставлена без удовлетворения, а решение Барышского городского суда без изменения.